logo
Педагогическая психология от оли

22.Старший школьник как субъект учебной деятельности.

Старшеклассник как субъект учебной деятельности специфичен тем, что он уже сделал определенный выбор продолжить учение. Его социальную ситуацию развития характеризует не только новый коллектив, возникающий при переходе в старшие классы или среднее специальное учебное заведение, но и главным образом направленность на будущее: на выбор профессии, дальнейшего образа жизни. Соответственно, в старших классах важнейшей для учащегося становится активность по поиску ценностных ори-ентаций, связанная со стремлением к автономии, правом быть самим собой, личностью, отличающейся от окружающих, даже самых близких.

Старшеклассник сознательно задумывается над выбором профессии и, как правило, стремится принимать решение об этом сам. Данное жизненное обстоятельство в наибольшей степени определяет характер его учебной деятельности: она становится учебно-профессиональной.

Социальная ситуация развития: направленность на будущее; на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей.

Деятельность старшеклассника как субъекта учебной деятельности, в силу специфики социальной ситуации развития, характеризуется качественно но­вым содержанием:

основной внутренний мотив для большинства обучающихся - ориентация на результат;

широко представлены социальные и узколичностные внешние мо­тивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место;

основным предметом учебной деятельности старшеклассника явля­ется структурная организация, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесения новой инфор­мации.

Важнейшее психологическое новообразование данного возраста - уме­ние школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации, что определяет специфику содержания учебной деятельности старшекласс­ника (Д. И. Фельдштейн).

Это завершающий этап созревания и формирования личности. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, им осоз­наются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязаний.

Старший школьник включается в новый тип ведущей деятельности — учебно-профессиональную. Самоценность учебной деятельности подчиняется более отдалённым целям профессионального самоопределения. Человек учится не только ради самого учения, а для чего-то более значимого для него в будущем (в наибольшей степени это проявится в студенческом возрасте