Краткий курс лекций. Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.
Виды научных исследований в сфере образования. Виды исследовательских стратегий.
Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.
Философские концепции как методологическая основа исследовательской работы.
1. Виды научных исследований в сфере образования.
Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют выявить закономерности между фактами, явлениями и процессами и, как следствие — прогнозировать. Принято считать, что современная наука реализует две основные функции: научно-теоретическую и конструктивно-технологическую.
Выделяют следующие виды научных исследований:
фундаментальные научные исследования — это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предназначаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность (на латыни fundare — «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы;
прикладные научные исследования — это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач; результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) — здесь соединяется наука с производством, тем самым обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки проекта.
В рамках других классификаций научные исследования делятся на:
теоретические и эмпирические;
пилотажные (например, экспресс-опрос), описательные (предполагают комплекс методов, например, анкетирование и интервью), аналитические (выявление причин явлений. в том. числе эксперимент);
точечные (или разовые) и повторные (в том числе панельные), т.е. неоднократное возвращение к объекту через определенные интервалы;
монографические (исследование одной проблемы или темы); сравнительные.
Выбор той или иной исследовательской стратегии зависит от цели и особенностей явления, которое предстоит изучить.
2. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.
Методология – это учение об организации деятельности. Методология науки — это учение о методах и процедурах научной деятельности. Выделяют философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии.
Философский уровень – это основание всякого методологического знания, здесь определяется мировоззренческий подход к процессам познания и преобразования действительности. Содержание его – общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.
Общенаучный уровень – теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Например, системный подход, синергетический подход, диалектика и т.п.
Конкретно-научный уровень – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Например, для педагогики: личностный, деятельностный, культурологический, диалогический, антропологический подходы.
Технологический уровень – методики и техники исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания.
Научный факт. Факт (лат. Factum - свершившееся) - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Это эмпирическое обобщение. Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах. В онтологическом смысле факты - это любые не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. В логико-гносеологическом плане фактами называют обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале. Это описания некоторых событий в общих понятиях. Это — элементарные компоненты системы знания.
Каждая наука рассматривает факты своей области действительности. Можно говорить о педагогических, психологических, юридических фактах.
Научная закономерность – это объективная, устойчивая, повторяющаяся, существенная взаимосвязь между фактами, явлениями, процессами.
На основе выявленных закономерностей наука формулирует основные научные принципы – наиболее общие, существенные и исходные положения, лежащие в основе построения той или другой системы знания, или правила познавательной деятельности (принцип историзма, принцип верификации и т.д.). Наиболее важны в научном исследовании такие принципы как:
объективность рассмотрения (при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем);
конкретность (при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования);
всесторонность рассмотрения (объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);
историзм (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, движение, изменение).
Научная концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Научная теория - это наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности. Примерами научной теории являются классическая механика И. Ньютона, корпускулярная и волновая теории света, теория биологической эволюции Ч. Дарвина, электромагнитная теория Дж. К. Максвелла, специальная теория относительности, и т.п. Наука включает в себя описания фактов и экспериментальных данных, гипотезы и законы, классификационные схемы и т.п., однако только научная теория объединяет весь материал науки в целостное и обозримое знание о мире. Для построения научной теории предварительно должен быть накоплен определенный материал об исследуемых объектах и явлениях, поэтому теории появляются на достаточно зрелой стадии развития научной дисциплины: первые научные теории электричества появились лишь в середине 18 века. На первых порах, как правило, создаются описательные теории, дающие лишь систематическое описание и классификацию исследуемых объектов: теории эволюции Жана Батиста Ламарка и Дарвина были описательными - они описывали и классифицировали виды растений и животных и их происхождение; таблица химических элементов Д. Менделеева представляла собой систематическое описание и классификацию элементов. Приступая к изучению некоторой области явлений, ученые должны сначала описать эти явления, выделить их признаки, классифицировать их по группам. Лишь после этого становится возможным более глубокое исследование по выявлению причинных связей и открытию законов. Высшей формой развития науки считается объяснительная теория, дающая не только описание, но и объяснение изучаемых явлений. К построению именно таких теорий стремится каждая научная дисциплина. Иногда в наличии подобных теорий видят существенный признак зрелости науки: дисциплина может считаться подлинно научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории.
3. Философские концепции как методологическая основа исследовательской работы.
Любое научное исследование строится на той или другой методологической основе, т.е. исследователь собирает, систематизирует, классифицирует, интерпретирует факты исходя из какой-либо общей концепции, позиции. Эта позиция имеет самое непосредственное отношение к такому разделу философского знания как гносеология – теория познания, которая и является всеобщей методологией, ее законы, категории и теоретические положения служат исходными принципами любого научного исследования. Кроме того, научное познание требует от исследователя знания логики познающего мышления, логики научного познания. Всем этим и определяется то, что философия является методологической базой любой научной теории.
Выстраивая свою научную работу, исследователь должен ответить себе на вопросы: объективен ли мир, познаваем ли он, какими способами можно его познать, каковы отношения объекта и субъекта познания, существует ли истинное знание, является ли истина абсолютной или относительной и т.д. Ответы на все эти вопросы выстраиваются в рамках одной или нескольких философских концепций, которые и являются методологической основой исследовательской работы. Именно в этом состоит смысл философского уровня понимания методологии.
Для современного, постнеклассического этапа развития науки характерны следующие основные методологические новации:
1. все чаще объектом исследования становятся саморазвивающиеся открытые сложные «человекоразмерные системы», и особую роль приобретают междисциплинарные, комплексные программы их изучения;
2. сближение естественных и социальных наук (и обмен их методами), восточного и западного мышления, рациональных и иррациональных, научных и вненаучных подходов, т.е. методологический плюрализм;
3. широкое внедрение во все научные дисциплины идей и методов синергетики — теории самоорганизации открытых неравновесных систем любого рода (биологических, социальных, познавательных); и выдвижение на передовые позиции таких понятий, как неопределенность, схоластичность, вероятность, порядок и хаос, нелинейность, возможность, время, информация и др.;
4. соединение объективного и субъективного подходов в познании окружающего мира и человека, разрушение жесткого разветвления естественных и социальных наук, сближение и взаимодействие их методов, рост значения «антропологического принципа»; повышение роли «понимающих методик» (герменевтика), «личностных методов» (биографический);
5. математизация научных теорий и возрастающий уровень их абстрактности и сложности, повышение роли количественных формально-абстрактных методов познания, вместе с тем – сближение ценностного и информационного подходов, количественных и статистически-вероятных приемов и средств познания и др.
Методологическая культура – особая культура научного мышления, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, который пытается понять свою деятельность).
Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
1. Методологические характеристики научного исследования.
2. Общая логика и структура научных исследований в педагогике и психологии.
3. Программа исследования.
1. Методологические характеристики научного исследования.
Существенной частью рефлексии по поводу любой деятельности является привычка задавать вопросы самому себе. Такие вопросы помогают осмыслить логику пути научного исследования того или другого явления. Вот как сформулировал перечень этих вопросов один из ведущих ученых-методологов нашего времени - академик В.В. Краевский:
проблема: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?
тема: как это назвать?
актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать?
объект исследования: что рассматривается?
предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?
цель исследования: какой результат предполагается получить, каким в общих чертах, видится этот результат еще до его получения?
задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?
гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
методы: как, какими путями достичь цели?
новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание?
значение для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
Все характеристики взаимосвязаны, они дополняют и корректируют друг друга, образуя систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы.
Раскроем подробнее содержание каждой из этих характеристик.
Актуальность. Обычно различают научную и практическую актуальность исследовательской работы. Обычно, определяя актуальность конкретного исследования сначала говорят об актуальности целого научного направления, в рамках которого выполняется та или иная работа. Вместе с тем, следует показать, почему внутри заданного направления наиболее насущной является именно эта, конкретная тема, какие недостатки и слабые места в практике она поможет осознать и преодолеть.
Традиционно объект исследования определяют как «весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя» (В.В. Краевский), то, что подлежит рассмотрению, эмпирическая область, специфическая для той или другой научной дисциплины.
Предмет – то, в каком качестве, под каким углом зрения рассматривается объект, какую его сторону мы беремся осветить в своем исследовании. Предмет – не часть объекта, это весь объект, но в каком одном или нескольких аспектах его рассмотрения.
Достаточно частая ошибка начинающего исследователя – разрыв между объектом и предметом, «расщепление» их в плоскостях разных научных дисциплин. Научное исследование – особый жанр, подобное в нем недопустимо.
Иногда научное исследование нуждается в определении временных и географических его границ. Всегда следует эти границы не просто обозначить, а объяснить, обосновать, почему вы рассматриваете факты, процессы и явления в тех или иных временных рамках и определенных территориальных границах.
Цели исследования – это результата, которого мы хотели бы достигнуть. Как правило, исследование в области социальных и гуманитарных наук выполняет две функции: научно – теоретическую и конструктивно – технологическую. Потому цель такого исследования двуедина: «создать концепцию … и разработать модель…», «теоретически обосновать … и опытно-экспериментальным путем проверить …» и т.п. Но может иметь место реализация только научно – теоретической функции науки. Тогда для обозначения цели такого исследования используются такие глаголы, как «описать», «проследить», «охарактеризовать», «проанализировать», «оценить» и т.п.
Задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель работы была достигнута, это «шаги», этапы на пути в цели. При оформлении работы чаще всего каждая из выделенных задач раскрывается содержанием отдельного параграфа.
Гипотеза - научное предположение, на проверку которого и направлено проводимое исследование. Отметим, что гипотеза не может быть окончательно сформулирована в начале исследования, поскольку для того, чтобы это сделать, нужно уже очень много знать об изучаемом объекте. Но, конечно, гипотеза – и не итог, она как бы переломный момент работы, ее пик. Иногда говорят, что гипотеза - это недоказанная теория. Доказательство очень сложное и нередко длительное дело.
Положения, выносимые на защиту, должны быть выделены автором исследования максимально четко. На всеобщий суд выносятся основные положения, которые содержат в «чистом виде» то новое, что внесено вами в исследование проблемы; то, что спорно, не очевидно, нуждается в доказательствах и защите.
Магистерская диссертация предполагает вычленение научной новизны работы и ее теоретической значимости, т.е. формулировку того, что является новым по сравнению с другими исследованиями этой проблемы, в чем произошел прирост научного знания (уточнены понятия, предложена классификация, впервые использованы те или иные подходы, выдвинута концепция и т.д.).
Раскрывая такую характеристику, как практическая значимость исследования, необходимо обозначить конкретный участок практической деятельности, где полезно применить тот или иной результат исследования для более эффективной работы.
2. Общая логика и структура научных исследований в сфере образования.
Как правило, исследование в сфере образования включает в себя ряд этапов:
первоначальное определение темы, проблемы, цели, гипотезы и задач исследования;
теоретический анализ имеющейся информации, как в современной теории, так и в истории науки;
организация опытно-экспериментального исследования;
литературное оформление полученных результатов и окончательное определение темы, проблемы, цели, объекта, гипотезы и задач исследования;
разработка научно-методических рекомендаций по применению результатов исследования в практике.
3. Программа исследования – это систематизированное изложение основных принципов теорий и методологии исследования, его процедур и организации.
Программа должна отвечать на вопросы:
что надо делать?
каковы условия (кадровые, материально-технические, организационные, психологические и проч.) для осуществления задуманного?
как выполнить задуманное?
Исходя из этого, программа исследования выполняет три основных функции:
Теоретико-методологическая функция призвана определить требующуюся своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.
Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.
Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.
Соответственно в структуре программы принято выделять следующие части:
методологическую (цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, основные принципы и подходы);
методическую (определение и характеристика выборки социологического исследования; обоснование методов сбора, обработки и анализа эмпирических данных; характеристика инструментария исследования, логические схемы сбора и обработки информации);
организационную (рабочий план исследования, отражающий перечень основных мероприятий).
Главной особенностью и сложностью организации и проведения исследования в сфере образования является так называемый «человеческий фактор», субъектность позиций всех участников процесса. Не только исследователь обладает свободной волей, но и объект исследования - другой человек или группа людей - имеет собственные интересы, позиции, взгляды и т.п. Человек – не пассивный объект чьей бы то ни было внешней деятельности, но всегда – и ее субъект. Что накладывает на исследователя определенные ограничения и обязательства, прежде всего, этические.
- Ромашина е.Ю. Методология и методы научного исследования
- Оглавление.
- Пояснительная записка
- Программа курса Модуль 1. Методология научного исследования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.
- Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Модуль 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Учебно-тематический план.
- Краткий курс лекций. Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Семинарское занятие №2. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Семинарское занятие № 3. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Семинарское занятие №4. Методы исследования в сфере образования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Семинарское занятие №5. Организация опытно-экспериментальной работы в педагогике и психологии.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Семинарское занятие №6. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Блиц – игра «я докладчик».
- Тексты для дополнительного чтения.
- Информационные ресурсы для самостоятельной работы студентов по курсу:
- Требования к уровню подготовки студента по дисциплине.
- Вопросы к зачету