Пояснительная записка
Уважаемые коллеги! Вы приступаете к изучению дисциплины, которая занимает особое место в процессе формирования вашей профессиональной компетентности.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра педагогики, подготовлен к таким видам профессиональной деятельности как: педагогическая, управленческая, проектная, методическая, культурно-просветительская. Особое место в этом ряду занимает научно-исследовательская деятельность, требующая углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области образования.
В квалификационной характеристике выпускника, получившего степень (квалификацию) магистра указано, что он должен быть готов к «анализу, систематизации и обобщению результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; к проектированию, организации, реализации и оценке результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий; к организации взаимодействия с коллегами, взаимодействию с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиску новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач; к использованию имеющихся возможностей образовательной среды и проектированию новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач; к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в опытно-экспериментальной работе». (ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»).)
Особо подчеркнем, что магистр должен быть подготовлен к обучению в аспирантуре, т.е. к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Эти положения и определяют задачи изучения настоящей дисциплины в ходе профессиональной подготовки магистров.
Положение о магистратуре ТГПУ им. Л.Н. Толстого (2009г.) предъявляет высокие требования к уровню выполняемых магистрантами выпускных квалификационных работ: «магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя. Она включает совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, и свидетельствует о способностях автора проводить самостоятельные научные исследования, опираясь на приобретенные магистрантом теоретические знания и практические навыки».
Настоящий курс призван послужить важным подспорьем к подготовке такой работы.
Ведущими подходами при отборе содержания, форм и методов изучения данной дисциплины являются личностно-деятельностный, культурологический, антропологический и компетентностный..
Первый позволяет вычленить в качестве цели подготовки становление личности выпускника, второй - рассматривать ее в контексте развития мировой культуры, третий - определяет человекознание как основу будущей профессиональной деятельности.
Компетентностный подход предполагает выработку у будущего магистра таких интегративных личностных характеристик, которые позволят ему успешно решать как профессиональные проблемы, так и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностных ориентаций и склонностей. Иными словами, компетентностный подход предполагает научить выпускника высшей школы эффективному выполнению его функциональных задач.
Компетентностный подход по- иному расставляет акценты в целях, содержании, методах профессионального образования; нацеливает на формирование определенного набора основных профессиональных компетенций.
В области научно-исследовательской деятельности это такие компетенции как:
способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);
готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);
Настоящий курс читается в первом семестре первого год обучения в магистратуре. Это дисциплина носит преимущественно теоретический характер, и особо значимы ее внутрипредметные связи с курсом «Теоретическая педагогика» и задачами научно-исследовательской работы магистрантов в семестре. В содержании курса также широко используются межпредметные связи с психологией, философией и социологией.
Цель изучения курса состоит в том, чтобы подготовить вас к решению профессиональных задач, соответствующих степени магистра; способствовать дальнейшему формированию профессиональной направленности личности, развитию педагогического мышления, становлению системы гуманистических профессиональных ценностей. Важно формирование у вас методологической культуры исследователя, будущего преподавателя высшей школы. Иными словами вы должны научиться: выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы с позиции определенной методологической концепции; самостоятельно пополнять свои педагогические знания в области методологии; продолжать формировать навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии.
Достигнуть данную цель можно, если вы выполните следующие задачи: усвоите на междисциплинарной основе важнейшие понятия курса; ознакомитесь с наиболее значительными методологическими идеями, теориями и концепциями; научитесь вычленять и формулировать исследовательскую задачу на основе анализа литературы, источников и реального опыта практической педагогической деятельности; овладеете алгоритмом проектирования исследования в области педагогики и психологии; разовьете навыки самостоятельной работы с литературой и навыки профессиональной рефлексии.
Структура курса включает в себя:
блок теоретических знаний (понятия, классификации, принципы, подходы, факты);
общеинтеллектуальные и общепедагогические умения, навыки, приемы, модели профессионального поведения;
репродуктивные и проблемно-поисковые способы учебной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности;
аксиологический аспект, направленный на становление профессиональных и личностных ценностных ориентаций, этических установок, идеалов, убеждений будущего преподавателя высшей школы;
При изучении курса вы должны научиться:
анализировать педагогическую ситуацию, вычленяя в ней исследовательскую проблему;
моделировать и проектировать исследовательскую деятельность на основе профессиональной рефлексии;
отбирать исследовательские методы, приемы для решения поставленной исследовательской задачи.
Содержание курса построено по модульному принципу. Курс включает в себя следующие модули:
Методология научного исследования. Уровни понимания методологии.
Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
Усвоение всех компонентов каждого из модулей является обязательным для каждого студента. Уровень усвоения проверяется преподавателем средствами текущего (устный опрос, письменные тестовые и другие задания на семинарских и лабораторно-практических занятиях), промежуточного (срезовые контрольные работы, отчеты студентов о выполнении заданий для самостоятельной работы) и итогового контроля (зачет). Только студент, усвоивший все модули курса, может быть аттестован по итогам его изучения.
Каждый из модулей курса предусматривает различные формы организации учебной познавательной деятельности студентов: лекции (в том числе проблемные, диалоговые), семинарские и практические занятия; систему внеаудиторной работы. Каждая из названных форм обучения имеет свое назначение.
В процессе лекций вы будете знакомиться с основными идеями, понятиями, методологическими концепциями, теориями и подходами. Лекции для студентов-магистрантов - это не предметный диктант, не монолог преподавателя, а информация об актуальных исследовательских проблемах современной педагогики и психологии. Такая лекция будет иметь преимущественно проблемный характер, содержать элементы беседы – в соответствии с уже имеющейся у вас базовой психолого-педагогической подготовкой. Проблемность, сопоставимость альтернативных позиций, характеристика стохастичности педагогического процесса, обоснование креативности педагогической деятельности, проблемное изложение актуальных задач отечественной школы и педагогики, - вот основные характеристики лекции. Поэтому ваша задача во время лекций - размышление, фиксация основных идей, важнейших характеристик понятий, теорий и их авторов, наиболее значимых фактов и др. Таким образом, в процессе лекции будут реализованы все элементы содержания дисциплины: информационно-познавательный, эмоционально-ценностный, операционально-деятельностный, потребностно-мотивационный.
На семинарских занятиях отрабатывается понятийный аппарат курса (т. е. происходит усвоение содержания базовых понятий, связей и отношений между ними), а также формируются первоначальные навыки теоретического анализа и применения эмпирических методов в решении задач педагогического исследования. Эта общая цель реализуется в отдельных частях материалов к семинарским занятиям. Здесь выделяются следующие компоненты:
а) тема и цель данного семинара;
б) план, т. е. перечень основных вопросов (подтемы), которые необходимо проанализировать. При этом важно отметить, что содержание анализа определяется перечнем понятий в разделе «Программа курса», а также целевой установкой конкретного семинара;
в) литература для чтения и реферирования;
г) вопросы и задания для обсуждения, в ходе которого уточняется содержание понятий и формируются способы теоретического осмысления методологических и технологических проблем исследования в сфере образования; поиск и представление найденной совместными усилиями позиции (ответа на вопрос) как системы суждений, связной, четко сформулированной аргументации, т. е. отработка навыков логически правильного мышления и реализации научного стиля речи;
д) задания для самостоятельной работы, которые могут выполняться как индивидуально, так и при работе в микрогруппе. Главная их задача – развитие опыта решения локальных практических задач, возникающих в ходе научного исследования, т. е. формирование элементарных исследовательских умений и навыков.
Подготовка к семинарскому занятию предполагает: 1) внимательное ознакомление с планом и методическими указаниями; 2) изучение конспекта лекции по данной теме; 3) самостоятельное изучение литературы к каждому из вопросов плана; 4) выполнение заданий для самостоятельной работы; 5) соотнесение изучаемой теории с практикой собственной исследовательской работы. При чтении литературы и выполнении самостоятельных заданий целесообразно делать краткие выписки, отражающие или основные идеи, или важнейшие факты, что поможет вам при ответах на вопрос выстроить логическую систему аргументов.
Семинарское занятие, в отличие от лекции, является диалогичной формой организации занятий. Беседа, учебная дискуссия, «мозговой штурм», мини-конференции, практикум, тренинг и др., - вот основные формы проведения семинаров. При подготовке к семинарским занятиям и в процессе участия в них вы: 1) овладеете основными методологическими понятиями; 2) научитесь на их основе осмыслять актуальные методологические идеи и теории; опираться на теорию при описании и анализе фактов и явлений; проектировать и моделировать самостоятельное исследование в сфере образования.
Таким образом, на семинарских и практических занятиях формируется методологическая культура исследователя; професиональная направленность мышления; развиваются и закрепляются мотивы учения и важнейшие исследовательские умения и навыки; закладываются основы профессиональной рефлексии.
Именно на семинарских занятиях в основном реализуется иерархия целей обучения:
1-й уровень - знание - узнавание, запоминание и воспроизведение информации;
2-й - понимание, проявляется в умении описывать, интерпретировать ситуацию или совокупность факторов, обнаружить их связи, зависимости и т.д.;
3-й - применение, обнаруживается в умении проанализировать ситуацию, основываясь на профессиональном понятийном аппарате;
4-й - анализ, проявляется в умении самостоятельно вычленить исследовательскую задачу;
5-й - синтез, рассматривается как умение обобщить информацию, получаемую из разных источников и на этой основе самостоятельно спроектировать программу и процедуру решения исследовательской задачи;
6-й - оценка - творческое овладение профессиональными знаниями и рефлексией, показывающими вашу способность определить ценность и практическую значимость идей, теорий, концепций для решения исследовательских задач.
В ходе практических занятий осуществляется моделирование магистрантами собственного будущего научного исследования в соответствии с темой магистерской диссертации. Особую роль на занятиях играет использование различных видов работы с научными текстами, в том числе с текстами выпускных квалификационных работ, авторефератами диссертаций и т.п. Анализируя их, вы получаете возможность развивать аналитические умения, видеть проблему в системе, оценивать достоинства и недостатки предложенной исследовательской модели.
Цель вашей самостоятельной работы по курсу – расширение информированности по основной проблематике курса, формирование (совершенствование) навыков работы с различными источниками информации, преобразования информации и представления ее в различных формах. Кроме того, задания самостоятельной работы ориентированы на продолжение в индивидуальном режиме той работы, что выполняется в ходе семинарских занятий фронтально или по группам. Вам предлагаются задания для внеаудиторной самостоятельной работы, которые вы будете выполнять, учитывая свой темп работы, загруженность аудиторными занятиями, личные интересы и склонности. Все предлагаемые задания связывают вашу учебную и исследовательскую деятельность, направлены в конечном итоге на помощь в организации вашей эффективной работы над магистерской диссертацией.
Настоящий курс предполагает использование таких учебных форм, которые связывают в одно целое образовательный процесс (собственно учебную деятельность) и исследовательскую работу, в которой и происходит становление вашей личностной педагогической позиции как будущего преподавателя высшей школы.
В силу этого позиция преподавателя меняется от «транслятора» знаний к позиции коллеги, консультанта, что предполагает вашу осознанную позицию на всех этапах учебного занятия, обсуждение всех элементов «педагогической кухни».
Вы примите участие в имитационных методах обучения, которые предполагают формирование профессиональных умений и навыков и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Среди таких методов ролевые и деловые игры, учебные дискуссии, конференции, поисковые лабораторные работы, проектные задания, самостоятельная работа с разнообразной информацией.
Работа в рамках данного курса будет непосредственно связывать вас с исследовательской деятельностью выпускающей кафедры, позволит вам принимать активное участие во всех научных и научно-методических мероприятиях университета.
По итогам изучения курса проводится зачет как в традиционной форме, так и в форме защиты индивидуальных проектов исследовательской работы (по выбору преподавателя форма аттестации может быть комбинированной: включать и теоретический вопрос, и практическое задание).
В структуре пособия выделяются следующие части: 1)программа курса; 2)содержательные модули, каждый из которых включает в себя методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям, список основной и дополнительной литературы, систему заданий для самостоятельной работы; 3)комплекс приложений, призванных помочь вам при подготовке выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций).
- Ромашина е.Ю. Методология и методы научного исследования
- Оглавление.
- Пояснительная записка
- Программа курса Модуль 1. Методология научного исследования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.
- Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Модуль 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Учебно-тематический план.
- Краткий курс лекций. Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Семинарское занятие №2. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Семинарское занятие № 3. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Семинарское занятие №4. Методы исследования в сфере образования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Семинарское занятие №5. Организация опытно-экспериментальной работы в педагогике и психологии.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Семинарское занятие №6. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Блиц – игра «я докладчик».
- Тексты для дополнительного чтения.
- Информационные ресурсы для самостоятельной работы студентов по курсу:
- Требования к уровню подготовки студента по дисциплине.
- Вопросы к зачету