logo
metodologia_nauchnogo_issledovania_mag

Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.

Цели изучения:

- актуализировать знания об исследовательских методах, полученные при изучении курсов «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика»;

- выявить возможности различных методов исследования в сфере образования: теоретических (анализ понятий, индукция, моделирование), эмпирических (психологических и социологических), статистических, эксперимента.

- сформировать понимание взаимосвязи между задачами исследования и методами его осуществления;

- формировать умение отбора методов для решения конкретной исследовательской задачи в сфере образования;

- сформировать представление об этапах опытной работы; выявить специфику констатирующего и формирующего этапов эксперимента; видов эксперимента;

- сформировать умение планировать опытно-экспериментальную работу;

- продолжить формирование интереса к исследовательской деятельности в сфере образования; позитивное отношение к гуманитарному, антропологическому знанию.

Литература основная:

  1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: уч. пос. / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Академия, 2008.

  2. Как писать магистерскую диссертацию по педагогике: Учеб.-метод. пос. для преподавателей и студентов-магистрантов/ Науч. ред. А.А. Орлов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 145с.

  3. Краевский, В.В. Методология педагогики: новый этап: учеб. Пособие для студ. вузов/ В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 400с.

  4. Новиков, А.М. Методология научного исследования/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: Либроком, 2010. – 280с.

Литература дополнительная:

  1. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: методич. рекомендации для студентов. – М.: Пед. общество России, 1999.

  2. Гребнев, А.Н. Методология и методы педагогических исследований/ А.Н. Гребнев, Т.А. Шевелева // http://ohota.udsu.ru/~collor/sem_htm/met_t.shtml

  3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2005.

  4. Краевский В. В. Методология педагогической науки: Учебное пособие. — М., 2001.

  5. 4. Краевский В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня // Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря: http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm.

  6. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары,2001// http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=27210

  7. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя. – М.: Эгвес, 2003.

  8. Новиков, А.М. Основные характеристики диссертационного исследования/ А.М. Новиков// Соискатель-педагог. – 2008. - №2. – С. 57-74.

  9. Новиков, А.М. Первые шаги на пути к диссертации/ А.М. Новиков// Соискатель-педагог. – 2008. - №3. – С. 65-77.

  10. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)/ Д.А. Новиков. – М.: МЗ-Пресс, 2004. – 66с.

  11. Орлов, А.А. Методологические характеристики диссертационного исследования – основа его качества/ А.А. Орлов// Соискатель-педагог. – 2008. - №3. –С. 35-40.

  12. Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. – М.: Новая школа, 1995.