Семинарское занятие №4. Методы исследования в сфере образования.
План:
Общее понятие о методах исследования в сфере образования. Классификация методов исследования.
Теоретические методы исследования. Виды теоретического анализа. Анализ литературы и источников. Моделирование.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, опросные методы, экспертная оценка, изучение документации, анализ результатов учебной деятельности студентов или школьников, обобщение опыта и т.д.
Социологические методы исследования в сфере образования.
Задания для подготовки к семинарскому занятию.
Вспомните, какие исследовательские методы использует педагогика как наука. Имеет ли педагогика «собственные» исследовательские методы? Как вы полагаете, почему?
Приведите какую-либо классификацию исследовательских методов в области психолого-педагогических наук.
Какие виды исследования в сфере образования требуют использования теоретических методов, а какие – эмпирических и экспериментальных?
Какие виды теоретического анализа вы знаете? Приведите примеры их использования на материале конкретных исследовательских тем.
Какая разница между понятиями «литература» и «источник» в научном исследовании? Какова специфика анализа литературы и анализа источника? В чем особенности работы с неопубликованными источниками (например, архивными материалами)?
Рассмотрите моделирование как метод исследования и как этап педагогического проектирования.
Как вы полагаете, почему наблюдения является одним из основных и часто употребляемых исследовательских методов в педагогике и психологии? Каковы требования к научному наблюдению?
Каковы возможности использования тестирования в системе научного исследования? В чем состоят «риски» его использования? Как вы полагаете, в чем причина современного «злоупотребления» этим методом?
Какие опросные методы способны дополнить тестирование и преодолеть его недостатки как исследовательского метода?
Какие методы педагогика и психология «позаимствовали» у социологии? Какого рода исследовательские задачи можно решать с их помощью?
Подготовьте подробное сообщение об одном из методов исследования в сфере образования. Покажите его роль и значение при проведении исследования. Подумайте, возможно ли и необходимо ли использование этого метода в рамках вашей исследовательской темы.
Сформулируйте основные этические принципы проведения антропологического исследования.
Задания для обсуждения на занятии.
1. По мнению М. Хайдеггера, «естественно-научному эксперименту соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников». (Хайдеггер М. Время и бытие.- М., 1993. - С. 42).
Какова, на ваш взгляд, роль эксперимента в гуманитарном исследовании?
2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.
«Попытки игнорировать философско-методологические основания педагогики неизбежно приводят к печальным результатам. Из педагогики исчезает рефлексивный слой, выявляющий методологическую специфику науки об образовании как гуманитарной дисциплины. Это исчезновение выражается, прежде всего, во внешнем подражании точным наукам: в искусственном применении математической символики, придании философско- мировоззренческим и социально-гуманитарным рассуждениям формы, характерной для точных наук. Построить педагогическую науку полностью по образцу дисциплин естественнонаучного цикла не удается. Например, не во всякой научной работе по педагогике возможно и необходимо проведение эксперимента в том виде, как это практикуется в естественных науках. Попытки во что бы то ни стало «ввести» эксперимент в педагогические исследования, независимо от типа исследования и принадлежности к той или иной отрасли педагогики, а также без учета возможностей опытной работы, нередко приводят к формализму и бессодержательным гипотезам, самоочевидным выводам.». (Краевский, В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики)// Вопросы философии. – 2009. - № 3.)
Означает ли это, что в гуманитарном исследовании совсем не место математическим методам? Или это означает, что педагогике и психологии следует отказать в научности?
Подумайте, в чем же состоит специфика эксперимента в гуманитарном исследовании?
3. В левом столбике в алфавитном порядке перечислены основные исследовательские методы. В правом столбике в таком же порядке – различные объекты изучения. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов? Установите правильное соответствие.
Методы | Объекты изучения |
1. Анкетирование | 1. Газетные тексты |
2. Изучение документов | 2. Индивидуальные особенности сознания |
3. Интервью | 3. Межличностные отношения |
4. Контент-анализ | 4. Причинно-следственные связи |
5. Наблюдение | 5. Протоколы, отчеты, письма |
6. Тест | 6. Факты поведения людей |
7. Социометрический опрос | 7. Факты сознания (мнения, интересы и т. п.) |
8. Эксперимент | 8. Ценностные ориентации и установки |
4. Создатель современной социологии Э. Дюркгейм полагал, что «социальные факты не только качественно отличаются от фактов психических: у них другой субстрат, они развиваются в другой среде и зависят от других условий... Состояния коллективного сознания по сути своей отличаются от состояний сознания индивидуального; это представления другого рода. Мышление группы иное, нежели отдельных людей; у него свои собственные законы. Для нас совершенно очевидно, что материя социальной жизни не может объясняться чисто психологическими факторами, то есть состояниями индивидуального сознания». (Дюркгейм, Э. Метод социологии//http:www.humanities.edu.ru/db/msg/16922 - С.399.)
Как эти положения преломляются в сущностных характеристиках и особенностях социологических методов исследования, применяемых педагогикой и психологией?
5. Познакомьтесь с выдержками из выпускных квалификационных работ студентов. Проанализируйте соответствие избранных авторами методов исследования его задачам и гипотезе. Выявите допущенные ошибки. Предложите свой вариант выбора методов для каждой из этих тем.
1) Тема: «Психолого-педагогические условия формирования лексического навыка в 3-4 классе общеобразовательной школы».
Цель работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования лексического навыка у младших школьников и опытно-экспериментальным путём доказать эффективность составленной системы упражнений для формирования лексического навыка у учащихся 3-4 класса общеобразовательной школы.
Принимая во внимание уровень обученности детей, в данной работе выдвигается следующая гипотеза: обучение иноязычной лексике будет эффективным, если при работе над лексическими единицами учитывать следующие психолого-педагогические условия:
Использовать задания, опираясь на особенности развития внимания, памяти, мышления и восприятия младших школьников, способствующие развитию данных познавательных процессов;
Использовать парную и групповую работу при формировании лексического навыка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Выявить психологические особенности детей в экспериментальной группе 3-4 класса общеобразовательной школы;
Выявить педагогические особенности лексических упражнений в начальной школе;
Выявить методические приёмы при обучении иностранному языку младших школьников;
Выявить особенности обучения иноязычной лексике на начальном этапе;
Проанализировать понятие лексического навыка;
Рассмотреть этапы формирования лексического навыка;
Проанализировать программные требования к уровню обученности детей в 3-4 классе общеобразовательной школы;
Проанализировать упражнения, предлагаемые в современных УМК для 3-4 класса общеобразовательной школы;
Подобрать и разработать систему упражнений для этапов введения, отработки и активного использования нового лексического материала и провести их опытно-экспериментальную проверку.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
Теоретические: анализ и сравнение УМК, методической литературы, периодических изданий, учебных программ и учебных пособий;
Эмпирические: наблюдение и тестирование младших школьников, педагогический эксперимент.
2) Тема: «Использование тестирования для оценки качества школьного исторического образования».
Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования тестов в процессе контроля за качеством школьного исторического образования. Задачи:
изучить, описать и оценить практику использования тестов в опыте стран Запада и России;
уточнить содержание понятия «тест» в современной дидактической
квалиметрии;
определить факторы, выступающие «за» и «против» использования тестов в практике российского образования;
вывести единую типологизацию дидактических тестов;
проанализировать качество тестов по истории, используемых в школьной практике, в том числе в старших классах МОУ-СОШ №4 г. Тулы;
на основе анализа предшествующего опыта выработать технологию конструирования тестов по истории;
разработать экспериментальную батарею тестов и опытным путем проверить ее возможности в эффективной оценке качества школьного исторического образования;
Реализация поставленных целей и задач поможет доказать гипотезу данной работы: наиболее эффективная оценка качества школьного исторического образования возможна при использовании в педагогической квалиметрии тестов, отвечающих следующим основным требованиям: соответствие целям школьного исторического образования, наличие инструктивно-методических материалов, структурная валидность, содержательная валидность теста, гетерогенность заданий, наличие выверенной системы оценивания выполнения каждого задания и всего теста.
В ходе работы использовались теоретические и эмпирические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы документов и законодательных актов в сфере образования, результатов тестирования учащихся, моделирование педагогического эксперимента, классификация дидактических тестов, систематизация теоретического материала по разрабатываемой проблеме, операционализация понятий, экспертные оценки, тестирование учеников экспериментального и контрольного классов, наблюдение, педагогический эксперимент.
3) Тема: «Интерактивные технологии в обучении истории (опыт работы ИММК «Бобрики»)».
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий эффективного использования технологий интерактивного обучения истории в образовательной деятельности музея на примере историко-мемориального музейного комплекса «Бобрики».
Ход исследования определяется гипотезой: технологии интерактивного обучения истории в рамках образовательной деятельности музея будут эффективны, если:
- определены критерии эффективности использования интерактивных технологий обучения истории;
- взаимодействие музейных сотрудников и учащихся будет осуществляться на основе субъект-субъектных отношений с ориентацией на зону ближайшего развития;
- обеспечивается интеграция содержания школьных курсов истории и культурно-образовательных программ музея;
- музейные сотрудники владеют комплексом организационно-педагогических умений, обеспечивающих эффективное внедрение интерактивных технологий в образовательные программы.
Задачи исследования-
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить и конкретизировать понятие «интерактивные технологии», их сущность и цели.
Раскрыть психологические аспекты повышения эффективности обучения в процессе использования интерактивных технологий.
Определить возможности использования интерактивных технологий в обучении истории и критерии их эффективного использования.
Обосновать выбор организационно-педагогических условий интерактивного обучения истории в образовательной деятельности музея.
Выявить начальный уровень обученности истории у учащихся экспериментального и контрольного классов.
Разработать и экспериментально проверить эффективность программы культурно-образовательной деятельности историко-мемориального музейного комплекса «Бобрики» с использованием интерактивных технологий в обучении истории.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач нами были определены следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ личного опыта профессиональной деятельности в МУК «ИММК «Бобрики»; проведение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); методы педагогической социологии (анкетирование, письменный опрос); наблюдение, тестирование.
4) Тема: «Формирование исторического сознания школьников средствами музейной педагогики».
Цель исследования: доказать эффективность средств музейной педагогики в области формирования исторического сознания младших школьников.
Ход исследования определяется гипотезой: средства музейной педагогики более эффективны для формирования исторического сознания младших школьников (особенно его эмоционально-ценностного компонента), чем средства традиционного школьного исторического образования.
Задачи исследования:
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить и конкретизировать понятие «историческое сознание», его структуру, формы (этапы), а так же уровни, методы и средства формирования.
Выявить особенности формирования исторического сознания у младших школьников и разработать критерии его сформированности.
Рассмотреть средства музейной педагогики и формы организации культурно-образовательной деятельности, показать их роль в формировании исторического сознания у школьников.
Проанализировать опыт музейно-педагогической деятельности Дома-музея В.В. Вересаева по работе с младшими школьниками.
Разработать и экспериментально проверить программу культурно-образовательной деятельности Дома-музея В.В. Вересаева по формированию исторического сознания младших школьников.
Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, метод изучения музейно-педагогической документации, метод формирующего эксперимента, а так же методы наблюдения, самонаблюдения, анализа продуктов деятельности, анкетирования, тестирования, причинно-следственного анализа.
Тема: «Эстетическое воспитание школьников средствами истории».
Цель: выделить условия эффективной организации эстетического воспитания школьников средствами истории и опытно-экспериментальным путем доказать их эффективность.
Гипотеза: организация эстетического воспитания на уроках истории будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1) определении эстетического воспитания как особой цели школьных уроков истории;
2) использовании воспитательного потенциала содержания образования
3) использовании на уроках истории активных методов и приемов эстетического воздействия;
4) сочетании традиционных форм уроков истории с нетрадиционными;
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по решению задачи эстетического воспитания школьников.
2. Раскрыть сущность эстетического воспитания.
3. Выявить психологические основы эстетического воспитания подростков.
4. Выявить потенциал уроков истории России с точки зрения эстетического воспитания школьников.
5. Обосновать выбор условий эстетического воспитания школьников средствами истории.
6. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность выделенных условий.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, анализ школьных программ и учебников, прогнозирование;
- эмпирические: опросные методы, наблюдение, опытно-экспериментальная работа.
Задания для самостоятельной работы.
1. Познакомьтесь с авторефератами диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Проследите взаимосвязи между целью и задачами исследования и системой исследовательских методов, использованных автором.
1) Тема: «Педагогические условия формирования организаторских умений у старших подростков в процессе школьного ученического самоуправления».
«Задачи исследования:
Уточнить понятие «организаторские умения старших подростков», выявив их перечень и структуру.
Конкретизировать содержание и методы формирования организаторских умений у старших подростков в процессе школьного ученического самоуправления.
Обосновать сензитивность старшего подросткового возраста для формирования организаторских умений.
Спроектировать модель школьного ученического самоуправления, ориентированную на успешное формирование организаторских умений у старших подростков.
Определить критерии и показатели сформированности организаторских умений старших подростков в контексте реализуемой модели школьного ученического самоуправления.
Выявить в ходе опытно-экспериментальной работы условия, способствующие эффективному формированию организаторских умений в процессе школьного ученического самоуправления.
Методы исследования:
- теоретический анализ и синтез при исследовании педагогической, психологической, научно-методологической, философской, социально-экономической литературы;
- экспериментальные методы: проектирование и моделирование процесса школьного ученического самоуправления, ориентированного на формирование организаторских умений у старших подростков, педагогический эксперимент, метод монографического изучения личности;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, методика выявления уровня развития ученического самоуправления, тестирование уровня самоорганизованности личности и сформированности организаторских умений».
(Оськина, С.В. Педагогические условия формирования организаторских умений у старших подростков в процессе школьного ученического самоуправления: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – Тула, 2010. – С. 6-7.)
2) Тема: «Традиция ненасилия в истории русской педагогической мысли (60-е г. XIX –нач. XX вв.).»
«Задачи:
Раскрыть сущность, основные понятия и принципы педагогики ненасилия.
Проследить генезис идей ненасилия в мировой педагогической мысли, определить наиболее значимые этапы их становления.
Выявить особенности и ведущие тенденции развития данного процесса в России (60-е г. XIX – нач. XX вв.), показать его качественное своеобразие и историческую преемственность.
Определить вклад выдающихся отечественных мыслителей рассматриваемого периода в развитии теоретических основ новой ненасильственной педагогики.
Изучить историко-педагогический опыт работы «свободных школ» в 60-е г. XIX – нач. XX вв. и обосновать возможность его творческого использования в современных условиях».
(Климова Н.И. Традиция ненасилия в истории русской педагогической мысли (60-е г. XIX –нач. XX вв.): Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – Калуга, 2009. – С.5-6.)
2. Ориентируясь на уже сформулированные вами тему, цель, задачи исследования в рамках вашей магистерской диссертации, сформулируйте гипотезу исследования и сформируйте перечень исследовательских методов, необходимый и достаточный для решения задач и проверки гипотезы.
- Ромашина е.Ю. Методология и методы научного исследования
- Оглавление.
- Пояснительная записка
- Программа курса Модуль 1. Методология научного исследования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.
- Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Модуль 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Учебно-тематический план.
- Краткий курс лекций. Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Семинарское занятие №2. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Семинарское занятие № 3. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Семинарское занятие №4. Методы исследования в сфере образования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Семинарское занятие №5. Организация опытно-экспериментальной работы в педагогике и психологии.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Семинарское занятие №6. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Блиц – игра «я докладчик».
- Тексты для дополнительного чтения.
- Информационные ресурсы для самостоятельной работы студентов по курсу:
- Требования к уровню подготовки студента по дисциплине.
- Вопросы к зачету