logo
metodologia_nauchnogo_issledovania_mag

Семинарское занятие №4. Методы исследования в сфере образования.

План:

  1. Общее понятие о методах исследования в сфере образования. Классификация методов исследования.

  2. Теоретические методы исследования. Виды теоретического анализа. Анализ литературы и источников. Моделирование.

  3. Эмпирические методы исследования: наблюдение, опросные методы, экспертная оценка, изучение документации, анализ результатов учебной деятельности студентов или школьников, обобщение опыта и т.д.

  4. Социологические методы исследования в сфере образования.

Задания для подготовки к семинарскому занятию.

  1. Вспомните, какие исследовательские методы использует педагогика как наука. Имеет ли педагогика «собственные» исследовательские методы? Как вы полагаете, почему?

  2. Приведите какую-либо классификацию исследовательских методов в области психолого-педагогических наук.

  3. Какие виды исследования в сфере образования требуют использования теоретических методов, а какие – эмпирических и экспериментальных?

  4. Какие виды теоретического анализа вы знаете? Приведите примеры их использования на материале конкретных исследовательских тем.

  5. Какая разница между понятиями «литература» и «источник» в научном исследовании? Какова специфика анализа литературы и анализа источника? В чем особенности работы с неопубликованными источниками (например, архивными материалами)?

  6. Рассмотрите моделирование как метод исследования и как этап педагогического проектирования.

  7. Как вы полагаете, почему наблюдения является одним из основных и часто употребляемых исследовательских методов в педагогике и психологии? Каковы требования к научному наблюдению?

  8. Каковы возможности использования тестирования в системе научного исследования? В чем состоят «риски» его использования? Как вы полагаете, в чем причина современного «злоупотребления» этим методом?

  9. Какие опросные методы способны дополнить тестирование и преодолеть его недостатки как исследовательского метода?

  10. Какие методы педагогика и психология «позаимствовали» у социологии? Какого рода исследовательские задачи можно решать с их помощью?

  11. Подготовьте подробное сообщение об одном из методов исследования в сфере образования. Покажите его роль и значение при проведении исследования. Подумайте, возможно ли и необходимо ли использование этого метода в рамках вашей исследовательской темы.

  12. Сформулируйте основные этические принципы проведения антропологического исследования.

Задания для обсуждения на занятии.

1. По мнению М. Хайдеггера, «естественно-научному эксперименту соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников». (Хайдеггер М. Время и бытие.- М., 1993. - С. 42).

Какова, на ваш взгляд, роль эксперимента в гуманитарном исследовании?

2. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

«Попытки игнорировать философско-методологические основания педагогики неизбежно приводят к печальным результатам. Из педагогики исчезает рефлексив­ный слой, выявляющий методологическую специфику науки об образовании как гу­манитарной дисциплины. Это исчезновение выражается, прежде всего, во внешнем подражании точным наукам: в искусственном применении математической символи­ки, придании философско- мировоззренческим и социально-гуманитарным рассуждениям формы, характерной для точных наук. Построить педагогическую науку полностью по образцу дисциплин естественнонаучного цикла не удается. Напри­мер, не во всякой научной работе по педагогике возможно и необходимо проведение эксперимента в том виде, как это практикуется в естественных науках. Попытки во что бы то ни стало «ввести» эксперимент в педагогические исследования, независи­мо от типа исследования и принадлежности к той или иной отрасли педагогики, а также без учета возможностей опытной работы, нередко приводят к формализму и бессодержательным гипотезам, самоочевидным выводам.». (Краевский, В.В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики)// Вопросы философии. – 2009. -  № 3.)

Означает ли это, что в гуманитарном исследовании совсем не место математическим методам? Или это означает, что педагогике и психологии следует отказать в научности?

Подумайте, в чем же состоит специфика эксперимента в гуманитарном исследовании?

3. В левом столбике в алфавитном порядке перечислены основные исследовательские методы. В правом столбике в таком же порядке – различные объекты изучения. Какой объект наилучшим образом исследуется каждым из перечисленных методов? Установите правильное соответствие.

Методы

Объекты изучения

1. Анкетирование

1. Газетные тексты

2. Изучение документов

2. Индивидуальные особенности сознания

3. Интервью

3. Межличностные отношения

4. Контент-анализ

4. Причинно-следственные связи

5. Наблюдение

5. Протоколы, отчеты, письма

6. Тест

6. Факты поведения людей

7. Социометрический опрос

7. Факты сознания (мнения, интересы и т. п.)

8. Эксперимент

8. Ценностные ориентации и установки

4. Создатель современной социологии Э. Дюркгейм полагал, что «социальные факты не только качественно отличаются от фактов психических: у них другой субстрат, они развиваются в другой среде и зависят от других условий... Состояния коллективного сознания по сути своей отличаются от состояний сознания индивидуального; это представления другого рода. Мышление группы иное, нежели отдельных людей; у него свои собственные законы. Для нас совершенно очевидно, что материя социальной жизни не может объясняться чисто психологическими факторами, то есть состояниями индивидуального сознания». (Дюркгейм, Э. Метод социологии//http:www.humanities.edu.ru/db/msg/16922 - С.399.)

Как эти положения преломляются в сущностных характеристиках и особенностях социологических методов исследования, применяемых педагогикой и психологией?

5. Познакомьтесь с выдержками из выпускных квалификационных работ студентов. Проанализируйте соответствие избранных авторами методов исследования его задачам и гипотезе. Выявите допущенные ошибки. Предложите свой вариант выбора методов для каждой из этих тем.

1) Тема: «Психолого-педагогические условия формирования лексического навыка в 3-4 классе общеобразовательной школы».

Цель работы состоит в том, чтобы теоретически обосновать психолого-педагогические условия формирования лексического навыка у младших школьников и опытно-экспериментальным путём доказать эффективность составленной системы упражнений для формирования лексического навыка у учащихся 3-4 класса общеобразовательной школы.

Принимая во внимание уровень обученности детей, в данной работе выдвигается следующая гипотеза: обучение иноязычной лексике будет эффективным, если при работе над лексическими единицами учитывать следующие психолого-педагогические условия:

  1. Использовать задания, опираясь на особенности развития внимания, памяти, мышления и восприятия младших школьников, способствующие развитию данных познавательных процессов;

  2. Использовать парную и групповую работу при формировании лексического навыка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить психологические особенности детей в экспериментальной группе 3-4 класса общеобразовательной школы;

  2. Выявить педагогические особенности лексических упражнений в начальной школе;

  3. Выявить методические приёмы при обучении иностранному языку младших школьников;

  4. Выявить особенности обучения иноязычной лексике на начальном этапе;

  5. Проанализировать понятие лексического навыка;

  6. Рассмотреть этапы формирования лексического навыка;

  7. Проанализировать программные требования к уровню обученности детей в 3-4 классе общеобразовательной школы;

  8. Проанализировать упражнения, предлагаемые в современных УМК для 3-4 класса общеобразовательной школы;

  9. Подобрать и разработать систему упражнений для этапов введения, отработки и активного использования нового лексического материала и провести их опытно-экспериментальную проверку.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:

2) Тема: «Использование тестирования для оценки качества школьного исторического образования».

Цель – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования тестов в процессе контроля за качеством школьного исторического образования. Задачи:

  1. изучить, описать и оценить практику использования тестов в опыте стран Запада и России;

  2. уточнить содержание понятия «тест» в современной дидактической

квалиметрии;

  1. определить факторы, выступающие «за» и «против» использования тестов в практике российского образования;

  2. вывести единую типологизацию дидактических тестов;

  3. проанализировать качество тестов по истории, используемых в школьной практике, в том числе в старших классах МОУ-СОШ №4 г. Тулы;

  4. на основе анализа предшествующего опыта выработать технологию конструирования тестов по истории;

  5. разработать экспериментальную батарею тестов и опытным путем проверить ее возможности в эффективной оценке качества школьного исторического образования;

Реализация поставленных целей и задач поможет доказать гипотезу данной работы: наиболее эффективная оценка качества школьного исторического образования возможна при использовании в педагогической квалиметрии тестов, отвечающих следующим основным требованиям: соответствие целям школьного исторического образования, наличие инструктивно-методических материалов, структурная валидность, содержательная валидность теста, гетерогенность заданий, наличие выверенной системы оценивания выполнения каждого задания и всего теста.

В ходе работы использовались теоретические и эмпирические методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы документов и законодательных актов в сфере образования, результатов тестирования учащихся, моделирование педагогического эксперимента, классификация дидактических тестов, систематизация теоретического материала по разрабатываемой проблеме, операционализация понятий, экспертные оценки, тестирование учеников экспериментального и контрольного классов, наблюдение, педагогический эксперимент.

3) Тема: «Интерактивные технологии в обучении истории (опыт работы ИММК «Бобрики»)».

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий эффективного использования технологий интерактивного обучения истории в образовательной деятельности музея на примере историко-мемориального музейного комплекса «Бобрики».

Ход исследования определяется гипотезой: технологии интерактивного обучения истории в рамках образовательной деятельности музея будут эффективны, если:

- определены критерии эффективности использования интерактивных технологий обучения истории;

- взаимодействие музейных сотрудников и учащихся будет осуществляться на основе субъект-субъектных отношений с ориентацией на зону ближайшего развития;

- обеспечивается интеграция содержания школьных курсов истории и культурно-образовательных программ музея;

- музейные сотрудники владеют комплексом организационно-педагогических умений, обеспечивающих эффективное внедрение интерактивных технологий в образовательные программы.

Задачи исследования-

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить и конкретизировать понятие «интерактивные технологии», их сущность и цели.

  2. Раскрыть психологические аспекты повышения эффективности обучения в процессе использования интерактивных технологий.

  3. Определить возможности использования интерактивных технологий в обучении истории и критерии их эффективного использования.

  4. Обосновать выбор организационно-педагогических условий интерактивного обучения истории в образовательной деятельности музея.

  5. Выявить начальный уровень обученности истории у учащихся экспериментального и контрольного классов.

  6. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы культурно-образовательной деятельности историко-мемориального музейного комплекса «Бобрики» с использованием интерактивных технологий в обучении истории.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач нами были определены следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ личного опыта профессиональной деятельности в МУК «ИММК «Бобрики»; проведение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); методы педагогической социологии (анкетирование, письменный опрос); наблюдение, тестирование.

4) Тема: «Формирование исторического сознания школьников средствами музейной педагогики».

Цель исследования: доказать эффективность средств музейной педагогики в области формирования исторического сознания младших школьников.

Ход исследования определяется гипотезой: средства музейной педагогики более эффективны для формирования исторического сознания младших школьников (особенно его эмоционально-ценностного компонента), чем средства традиционного школьного исторического образования.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы уточнить и конкретизировать понятие «историческое сознание», его структуру, формы (этапы), а так же уровни, методы и средства формирования.

  2. Выявить особенности формирования исторического сознания у младших школьников и разработать критерии его сформированности.

  3. Рассмотреть средства музейной педагогики и формы организации культурно-образовательной деятельности, показать их роль в формировании исторического сознания у школьников.

  4. Проанализировать опыт музейно-педагогической деятельности Дома-музея В.В. Вересаева по работе с младшими школьниками.

  5. Разработать и экспериментально проверить программу культурно-образовательной деятельности Дома-музея В.В. Вересаева по формированию исторического сознания младших школьников.

Методы исследования: метод теоретического анализа литературы, метод изучения музейно-педагогической документации, метод формирующего эксперимента, а так же методы наблюдения, самонаблюдения, анализа продуктов деятельности, анкетирования, тестирования, причинно-следственного анализа.

    1. Тема: «Эстетическое воспитание школьников средствами истории».

Цель: выделить условия эффективной организации эстетического воспитания школьников средствами истории и опытно-экспериментальным путем доказать их эффективность.

Гипотеза: организация эстетического воспитания на уроках истории будет эффективной при соблюдении следующих условий:

1) определении эстетического воспитания как особой цели школьных уроков истории;

2) использовании воспитательного потенциала содержания образования

3) использовании на уроках истории активных методов и приемов эстетического воздействия;

4) сочетании традиционных форм уроков истории с нетрадиционными;

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по решению задачи эстетического воспитания школьников.

2. Раскрыть сущность эстетического воспитания.

3. Выявить психологические основы эстетического воспитания подростков.

4. Выявить потенциал уроков истории России с точки зрения эстетического воспитания школьников.

5. Обосновать выбор условий эстетического воспитания школьников средствами истории.

6. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность выделенных условий.

Методы исследования:

- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, анализ школьных программ и учебников, прогнозирование;

- эмпирические: опросные методы, наблюдение, опытно-экспериментальная работа.

Задания для самостоятельной работы.

1. Познакомьтесь с авторефератами диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Проследите взаимосвязи между целью и задачами исследования и системой исследовательских методов, использованных автором.

1) Тема: «Педагогические условия формирования организаторских умений у старших подростков в процессе школьного ученического самоуправления».

«Задачи исследования:

    1. Уточнить понятие «организаторские умения старших подростков», выявив их перечень и структуру.

    2. Конкретизировать содержание и методы формирования организаторских умений у старших подростков в процессе школьного ученического самоуправления.

    3. Обосновать сензитивность старшего подросткового возраста для формирования организаторских умений.

    4. Спроектировать модель школьного ученического самоуправления, ориентированную на успешное формирование организаторских умений у старших подростков.

    5. Определить критерии и показатели сформированности организаторских умений старших подростков в контексте реализуемой модели школьного ученического самоуправления.

    6. Выявить в ходе опытно-экспериментальной работы условия, способствующие эффективному формированию организаторских умений в процессе школьного ученического самоуправления.

Методы исследования:

- теоретический анализ и синтез при исследовании педагогической, психологической, научно-методологической, философской, социально-экономической литературы;

- экспериментальные методы: проектирование и моделирование процесса школьного ученического самоуправления, ориентированного на формирование организаторских умений у старших подростков, педагогический эксперимент, метод монографического изучения личности;

- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, методика выявления уровня развития ученического самоуправления, тестирование уровня самоорганизованности личности и сформированности организаторских умений».

(Оськина, С.В. Педагогические условия формирования организаторских умений у старших подростков в процессе школьного ученического самоуправления: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – Тула, 2010. – С. 6-7.)

2) Тема: «Традиция ненасилия в истории русской педагогической мысли (60-е г. XIX –нач. XX вв.).»

«Задачи:

  1. Раскрыть сущность, основные понятия и принципы педагогики ненасилия.

  2. Проследить генезис идей ненасилия в мировой педагогической мысли, определить наиболее значимые этапы их становления.

  3. Выявить особенности и ведущие тенденции развития данного процесса в России (60-е г. XIX – нач. XX вв.), показать его качественное своеобразие и историческую преемственность.

  4. Определить вклад выдающихся отечественных мыслителей рассматриваемого периода в развитии теоретических основ новой ненасильственной педагогики.

  5. Изучить историко-педагогический опыт работы «свободных школ» в 60-е г. XIX – нач. XX вв. и обосновать возможность его творческого использования в современных условиях».

(Климова Н.И. Традиция ненасилия в истории русской педагогической мысли (60-е г. XIX –нач. XX вв.): Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – Калуга, 2009. – С.5-6.)

2. Ориентируясь на уже сформулированные вами тему, цель, задачи исследования в рамках вашей магистерской диссертации, сформулируйте гипотезу исследования и сформируйте перечень исследовательских методов, необходимый и достаточный для решения задач и проверки гипотезы.