Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.
План:
Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки.
Виды исследований в сфере образования.
Понятие о методологии науки. Философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии.
Научный факт. Объективная закономерность. Научная концепция.
Методология психолого-педагогических наук.
Задания для подготовки к семинарскому занятию.
Выпишите определения основных понятий темы, вычлените их основные содержательные характеристики.
В чем заключается научно-теоретическая и конструктивно-технологическая функции науки? Поясните разницу между ними.
Какова специфика сочетания научно-теоретической и конструктивно-технологической функций в педагогике и психологии?
Каковы основные цели и задачи науки в целом?
Каковы цели и задачи психолого-педагогических наук на современном этапе?
Перечислите виды исследований в сфере образования. Охарактеризуйте один из них.
Разграничьте философский, общенаучный, конкретно- научный и технологический уровни методологии.
Какими научными категориями оперирует методология науки на каждом из этих уровней?
Являются ли синонимами понятия методология – гносеология – науковедение? Покажите общее и особенное в сущностных характеристиках этих понятий.
Что такое «научный факт», «научное явление», «научный процесс»? В чем их отличие от обыденных фактов явлений и процессов? Приведите примеры научных фактов и процессов в сфере образования.
Что такое «объективная закономерность»? Почему в гуманитарных науках используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Дайте определение понятию «научная концепция».
Дайте определение понятию «методология психолого-педагогических наук». В чем ее специфика?
Какие закономерности в сфере образования вы знаете?
Приведите примеры научных концепций в области психолого-педагогических наук.
Охарактеризуйте подробно одну из известных вам научных концепций в сфере педагогики или психологии.
Задания для обсуждения на занятии.
1. Познакомьтесь с фрагментом работы известного русского педагога П.Ф. Каптерева.
«Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходится иметь дело с анатомией и физиологией человека и гигиеной, при психическом воспитании — с психологией, логикой, наукой о нравственности и прекрасном. Другие науки о человеке менее касаются педагогики, но нельзя сказать, чтобы оставались ей совершенно чуждыми, какова, например, филология. Таким образом, научные предпосылки педагогической теории сложны и разнообразны. Но этим еще не исчерпывается трудность педагогической теории. Научные законы педагогика должна применять к известным обстоятельствам и потребностям и с известной целью. Откуда она возьмет знание этих обстоятельств, потребностей, целей?» (Каптерев, П.Ф. Педагогика – наука или искусство?/ П.Ф. Каптерев// Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – С. 59-60.)
Какие же науки являются методологической основой для педагогики? Можно ли считать саму теоретическую педагогику методологией для педагогической практики?
2. Прочитайте фрагмент работы В.В. Краевского. Объясните, в чем разница между объяснительной (дескриптивной) и нормативной (прескриптивной) функциями методологии науки.
«… методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.
… Как видно по приведенному выше определению методологии педагогики, эта отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеются в виду два вида деятельности - методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых - выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически - значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже завершено». (Краевский, В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня// Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm.)
3. Создатель Московского методологического кружка Г.П. Щедровицкий определял методологию как «учение о мышлении и деятельности». Он говорил, что если методология не прикладная, то это уже не методология, а… хризантема в проруби.
Как вы понимаете эту мысль? О какой функции методологии науки здесь идет речь?
4. Г.И.Рябов предложил такую формулировку одного из законов педагогики: «Обучение (как процесс целенаправленной передачи социального опыта) эффективно в меру учета гностических характеристик каждой из его формант - познающего субъекта, познаваемого объекта, организующей обучение среды». (Цит. по: Кабанов, П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога – Томск: Изд-во ТГУ, 1999// http: www.asf.ru/Pabl/monogr)
Выдвинете аргументы «за» и/или «против» такого утверждения.
5. Вам предлагается установленный в одном из педагогических исследований факт: по сравнению с 5-м классом в 9-м ребята почти столь же успешно понимают изучаемое, несколько менее успешно (потеря 0,6 балла по 10-балльной шкале) овладевают материалом («знают») и заметно менее успешно «мыслят» (потеря 1,3 балла).
Какие объективные закономерности лежат в основе этого явления? Как можно объяснить эти факты?
- Ромашина е.Ю. Методология и методы научного исследования
- Оглавление.
- Пояснительная записка
- Программа курса Модуль 1. Методология научного исследования. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.
- Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Модуль 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Учебно-тематический план.
- Краткий курс лекций. Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Семинарское занятие №2. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 2. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Семинарское занятие № 3. Основные элементы методологического аппарата научного исследования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 3. Методы исследования в сфере образования. Организация опытно-экспериментальной работы.
- Семинарское занятие №4. Методы исследования в сфере образования.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Семинарское занятие №5. Организация опытно-экспериментальной работы в педагогике и психологии.
- Тексты для дополнительного чтения.
- Модуль 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Семинарское занятие №6. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования. Оформление и представление итогов научной работы.
- Блиц – игра «я докладчик».
- Тексты для дополнительного чтения.
- Информационные ресурсы для самостоятельной работы студентов по курсу:
- Требования к уровню подготовки студента по дисциплине.
- Вопросы к зачету