logo
metodologia_nauchnogo_issledovania_mag

Семинарское занятие №1. Методология научного исследования.

План:

  1. Исследование как отражение научно-теоретической и конструктивно-технологической функций науки.

  2. Виды исследований в сфере образования.

  3. Понятие о методологии науки. Философский, общенаучный, конкретно- научный, технологический уровни методологии.

  4. Научный факт. Объективная закономерность. Научная концепция.

  5. Методология психолого-педагогических наук.

Задания для подготовки к семинарскому занятию.

  1. Выпишите определения основных понятий темы, вычлените их основные содержательные характеристики.

  2. В чем заключается научно-теоретическая и конструктивно-технологическая функции науки? Поясните разницу между ними.

  3. Какова специфика сочетания научно-теоретической и конструктивно-технологической функций в педагогике и психологии?

  4. Каковы основные цели и задачи науки в целом?

  5. Каковы цели и задачи психолого-педагогических наук на современном этапе?

  6. Перечислите виды исследований в сфере образования. Охарактеризуйте один из них.

  7. Разграничьте философский, общенаучный, конкретно- научный и технологический уровни методологии.

  8. Какими научными категориями оперирует методология науки на каждом из этих уровней?

  9. Являются ли синонимами понятия методология – гносеология – науковедение? Покажите общее и особенное в сущностных характеристиках этих понятий.

  10. Что такое «научный факт», «научное явление», «научный процесс»? В чем их отличие от обыденных фактов явлений и процессов? Приведите примеры научных фактов и процессов в сфере образования.

  11. Что такое «объективная закономерность»? Почему в гуманитарных науках используется понятие «закономерность», а не понятие «закон»? Дайте определение понятию «научная концепция».

  12. Дайте определение понятию «методология психолого-педагогических наук». В чем ее специфика?

  13. Какие закономерности в сфере образования вы знаете?

  14. Приведите примеры научных концепций в области психолого-педагогических наук.

  15. Охарактеризуйте подробно одну из известных вам научных концепций в сфере педагогики или психологии.

Задания для обсуждения на занятии.

1. Познакомьтесь с фрагментом работы известного русского педагога П.Ф. Каптерева.

«Педагогика есть прикладная наука; науки, с которыми она находится в наиболее тесной связи и законы которых она должна применять, суть науки о человеке. При физическом воспитании человека ей приходится иметь дело с анатомией и физиологией человека и гигиеной, при психическом воспитании — с психоло­гией, логикой, наукой о нравственности и прекрасном. Другие науки о человеке менее касаются педагогики, но нельзя сказать, чтобы оставались ей совершенно чуждыми, какова, например, фи­лология. Таким образом, научные предпосылки педагогической теории сложны и разнообразны. Но этим еще не исчерпывается трудность педагогической теории. Научные законы педагогика должна применять к известным обстоятельствам и потребностям и с известной целью. Откуда она возьмет знание этих обстоятельств, потребностей, целей?» (Каптерев, П.Ф. Педагогика – наука или искусство?/ П.Ф. Каптерев// Избранные педагогические сочинения. – М., 1982. – С. 59-60.)

Какие же науки являются методологической основой для педагогики? Можно ли считать саму теоретическую педагогику методологией для педагогической практики?

2. Прочитайте фрагмент работы В.В. Краевского. Объясните, в чем разница между объяснительной (дескриптивной) и нормативной (прескриптивной) функциями методологии науки.

«… методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

… Как видно по приведенному выше определению методологии педагогики, эта отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеются в виду два вида деятельности - методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых - выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически - значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже завершено». (Краевский, В.В. Педагогика и ее методология вчера и сегодня// Интернет-журнал «Эйдос». - 2003. - 2 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-03.htm.)

3. Создатель Московского методологического кружка Г.П. Щедровицкий определял методологию как «учение о мышлении и деятельности». Он говорил, что если методология не прикладная, то это уже не методология, а… хризантема в проруби.

Как вы понимаете эту мысль? О какой функции методологии науки здесь идет речь?

4. Г.И.Рябов предложил такую формулировку одного из законов педагогики: «Обучение (как процесс целенаправленной передачи социального опыта) эффективно в меру учета гностических характеристик каждой из его формант - познающего субъекта, познаваемого объекта, организующей обучение среды». (Цит. по: Кабанов, П.Г. Вопросы совершенствования методологической культуры педагога – Томск: Изд-во ТГУ, 1999// http: www.asf.ru/Pabl/monogr)

Выдвинете аргументы «за» и/или «против» такого утверждения.

5. Вам предлагается установленный в одном из педагогических исследований факт: по сравнению с 5-м классом в 9-м ребята почти столь же успешно понимают изучаемое, несколько менее успешно (потеря 0,6 балла по 10-балльной шкале) овладевают материалом («знают») и заметно менее успешно «мыслят» (потеря 1,3 балла).

Какие объективные закономерности лежат в основе этого явления? Как можно объяснить эти факты?