logo
общая педагогика / ОПД

Раздел 6. Основные вопросы семейного воспитания ребенка раннего возраста.

Тема 28. Основы антенатальной педагогики. Для студентов заочной формы обучения.

Вид работы: поиск и обзор электронных источников информации.

Методические указания. Осуществите поиск электронных источников информации, освещающих проблемы психолого-педагогической работы с беременными женщинами и их семьями. Выделите пути педагогического влияния на еще неродившегося ребенка.

Тема 29. Теоретические основы семейного воспитания детей раннего возраста. Для студентов заочной формы обучения.

Вид работы: выборочное конспектирование.

Методические указания. Рассмотрите биологические основы мотивации родительского поведения, роль матери в формировании образа мира у ребенка младенческого возраста.

Литература:

1. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1995. С. 31-36.

Тема 30. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка раннего возраста (задание 1).

Вид работы: выборочное конспектирование учебной и методической литературы.

Методические указания. Ознакомьтесь с особенностями организации работы детского сада с родителями. Выделите направления работы с семьей, охарактеризуйте формы организации работы с семьей.

Литература:

  1. Алямовская В.Н. Ясли – это серьезно. М., 1995.

  2. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. М., 2007. С. 267-283.

Тема 30. Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка раннего возраста (задание 2).

Вид работы: поиск и обзор методических публикаций и электронных источников информации по указанной теме.

Методические указания. Осуществите поиск либо методических публикаций в периодической печати последних 3-5 лет, либо электронных источников информации, освещающих проблемы взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей раннеговозраста. Составьте аннотации на найденные Вами материалы. Оформите картотеку статей.

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Изучение курса «Педагогика раннего возраста» завершается зачетом.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу.

  1. Педагогика раннего детства как особая научная дисциплина. Современные проблемы педагогики раннего детства.

  2. История педагогики раннего детства.

  3. Своеобразие развития ребенка в период раннего детства (общие положения). Обоснование необходимости воспитания детей с первых дней их жизни.

  4. Особенности высшей нервной деятельности детей раннего возраста и основанные на их учете основные педагогические правила.

  5. Ведущие линии развития ребенка первого года жизни и методика воспитания детей в период младенчества.

  6. Эмоциональное развитие и нравственное воспитание ребенка раннего возраста. Особенности работы с детьми в периоды возрастных кризисов.

  7. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского учреждения.

  8. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте (общая характеристика).

  9. Методика развития предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте.

  10. Методика развития игровой деятельности в раннем возрасте.

  11. Методика развития конструктивной деятельности в раннем возрасте.

  12. Методика развития опосредованных (орудийных) действий в раннем возрасте.

  13. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

  14. Использование дидактических игрушек в сенсорном воспитании детей раннего возраста.

  15. Методика развития изобразительной деятельности в раннем возрасте.

  16. Развитие активной речи в раннем детстве.

  17. Методика развития понимания речи на втором году жизни.

  18. Методика развития речи детей третьего года жизни (общая характеристика).

  19. Использование произведений художественной литературы в раннем детстве.

  20. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром (общая характеристика).

  21. Режим дня в группах раннего возраста (сущность, принципы организации).

  22. Методика проведения режимных процессов в группах раннего возраста.

  23. Организация двигательной деятельности детей в группах раннего возраста.

  24. Проблема обучения детей раннего возраста. Характеристика учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной модели обучения детей раннего возраста.

  25. Формы организации обучения детей раннего возраста.

  26. Самостоятельная деятельность детей раннего возраста: характеристика, виды, развивающее значение, основные пути руководства ею.