logo
shpory_po_psikhologii-17-48_ver_2_0

40. Психологическая сущность воспитания.

Воспитание (по Божович) представляет собой активное и целенаправленное руководство формирования личности. Оно предполагает привитие ребенку желательных свойств научения его общественно-выработанным нормам и способам поведения, организацию его собственной деятельности по овладению этими нормами и способами поведения.

Воспитание (по Зимней) целенаправленное воздействие на человека с целью формирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям и обществу в целом.

В настоящий момент в пед.психологии общепризнанной является воспитательная парадигма (субъект-субъект), согласно которой не только воспитатель выступает субъектом формирования личности ребенка, но и сам ребенок воспитывает себя. Чтобы учащийся воспитывал себя, мог саморазвиваться, ему необходимо иметь необходимую мотивацию, а воспитатель должен управлять формированием его личности, поведение, социальным статусом, сотрудничать с ним, создавать оптимальную воспитательную сферу.

Предметом психологии в области воспитания являются закономерности и механизмы формирования личности и поведения в процессе обучения и воспитания на различных возрастных этапах.

Основные задачи психологии воспитания:

  1. Исследование психологического содержания воспитания, механизмов и закономерностей взаимодействия и взаимоотношений воспитателя и детей

  2. Разработка психологических основ гуманизации системы воспитания

  3. Формирование ребенка как субъекта поведения, способного самостоятельно выбирать оптимальные формы поведения, противостоять отрицательному давлению сверстников, негативному влиянию МСИ.