32. Теории поэтапного форм-я умств. Действий (Гальперин)
Преимущества управления, программирования в образовательном процессе наиболее полно представлены в направлении обучения, основанном на психологической теории поэтапного формирования умственных действий. П.Я. Гальперин разработал целостную схему преобразования приоткрытия тайны возникновения психического процесса. Теорет.постулатами послужили след. Положения.:
— всякое внутреннее психическое есть превращенное внешнее;
—психическое формируется в деятельности, деятельность регулируется психическим (образом, мыслью, планом);
— психическая, внутренняя деятельность имеет же структуру, что и внешняя, предметная
— психическое развитие имеет социальную природу.
П.Я. Гальперин поставил перед обучением новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть - ориентировочная, вторая — исполнительная. Особое значение - ориентировочной части. установлено, что:
а. Вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий.
б. Умственный план составляет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. умственный план образуется только на основе речевой формы действия.
в. Перенос действия в идеальный (умственный) план, совершается путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы действия.
д. Перенос действия в умственный план составляют только одну линию его изменений.
Основной характеристикой выполняемых действий П.Я. Гальперин считал разумность.
Данная теория явилась фундаментом разработанного Н.Ф. Талызиной программирования учебного процесса как программы управления им. На основе теории П.Я. Гальперина о планомерном формировании умств. действий Талызина разрабатывает осн.эл-ты нового направления программирования уч. пр-сса. Его цель — определение исходного уровня познават. деят-сти обучающихся; определение новых формируемых познавательных действий; определение содержания обучения как системы умственных действий;
- 17. Особенности психического развития младшего школьника.
- 18. Учебная деятельность.
- 19. Особенности психофизического развития подростка
- 20. Психологическая характеристика подросткового кризиса.
- 21. Основными новообразованиями в подростковом возрасте
- 22. Ведущая деятельность в подрастковом возрасте.
- 25. Общая характеристика процесса обучения.
- 26. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
- 28. Факторы, влияющие на процесс обучения.
- 29. Программированное обучение
- 30. Принципы обучения в системе Занкова.
- 32. Теории поэтапного форм-я умств. Действий (Гальперин)
- 33. Психологические основы проблемного обучения.
- 34. Понятие уч.Деятельности. Мотивация уч.Деятельности.
- 35. Стр-ра уч.Деятельности.
- 36. Обучаемость как важнейшая хар-ка субъекта уч.Деятедлности.
- 37. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.
- 38. Типы неуспевающих школьников.
- 39. Педогогическая содержание оценки. Виды пед.Оценки.
- 40. Психологическая сущность воспитания.
- 41. Психологические условия успешности воспитания.
- 42. Психология самовоспитания.
- 43. Общая хар-ка пед.Деят-ти. Стр-ра пед.Деят-ти.
- 44. Общие и специальные способности педагога
- 45. Эффективность деятельности учителя и критерии оценки.
- 46. Индивидуальный стиль пед. Деят-ти и основные его проявления.
- 48. Психолого-пед. Сопровождение учебно-воспитательного процесса.