39. Педогогическая содержание оценки. Виды пед.Оценки.
Оценка – фиксация качества результата обучения как мотивация последующей УД.
Пед.оценка – это специфич.стимул, который действует в обучении и воспитании и влияет на успешность и эффективность этих процессов.
Одним из видив пед.оценки явл.отметка, которая представляет собой материальный стимул.
Отметка – это оценка, выражающаяся в баллах.
Ф-и оценок:стимулирующая, воспитывающая, контралирующая, ориентировачная.
Виды оценивания:текущая оценка; промежуточная; итоговая.
Виды пед.оценок:предметные(процесс результата деятельности, но не личности ученика), персональные(индивидуальные качества ученика:умение, старание), материальные(зарабатывание денег), моральные(похвала), результативная, процессуальная(оценка самого процесса деятельности), колличественная(по баллам), качественная(обоснование оценки).
Типы оценок в ситуации опроса: опосредованная(класс оценивает ученика вместе с учителем), неопределенная(она допускает множество оснований), замечание, отрицание, согласие, ободрение, порицание, ирония(учитель задает вопрос), упреки(недобросовестность, лень), нотация, одобрение.
Главная задача отметки – установить степень усвоения школьником единообразной госсударственной программы, образовательного стандарта. Главные задачи оценки: определить характер личных усилий уч-ся, установить глубину и объем индивидуальных знаний, содействовать корректировке мотивационно-потребностной сферы ученика,сравнивающим себя с неким эталонам шк-ка, достижениями других уч-ся, самим собо некоторое время назад. Оценка несомненно важнее для ученика. Главной целью оценивания является развитие самооценки школьника.
Типы оценок в ситуации опроса (по Ананьеву)
Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащимся во время опроса на уроке, и относятся не к системе знаний ученика, и даже не к предмету в целом, а к определенному частичному знанию или навыку.
Б.Г.Ананьев определяет 3 типа парциальных оценок:
1) Амбивалентные (двойственные):
отсутствие оценки
опосредованная оценка
неопределенная оценка.
Отрицательные оценки
Положительные оценки. Амбивалентные оценки:
1. Отсутствие оценки - учитель никак не оценивает ученика. Такое оценивание оказывает очень сильное отрицательное воздействие на учебную деятельность ученика и его самооценку. Это худший вид пед. оценки, оказывающий дезориентирующую, а не ориентирующую функцию.
2. Опосредованная оценка - это оценивание одного ученика через другого («Вот Дима ответил лучше, чем Витя») - это травмирующая оценка.
Эти два типа Ананьев называет «исходными», вследствие того, что они не имеют самостоятельного значения и не обладают категоричным действием. Часто учитель дает такие оценки неосознанно, непроизвольно.
3. Неопределенная оценка - тоже исходная, но она уже является своеобразным переходом к различным определенным оценкам, сознательно выставляемым педагогом. Характерным для неопределенной оценки, сближающим ее с определенными и отделяющей от исходных, является ее словесная форма. Главным, часто единственным ее выражением являются слова, либо жесты, которые не позволяют ученику понять как его оценили.
Отрицательные оценки: это очень тонкий инструмент.
Замечание - это оценка лишь отчасти, поскольку оно является лишь выражением личного отношения учителя. Становится оценкой, когда систематически падает на одного и того же ученика.
Отрицание - это слова, фразы, указывающие на неправильность ответа ученика и стимулирующие перестройку ходя его мысли, и соответственно - хода решения задач и организацию или реорганизация его учебной деятельности («не так», «неправильно»).
Порицание - различного рода наказания, насмешка, носящие саркастический, а не юмористический характер; упреки, угрозы, нотации. Может оказывать стимулирующее действие, если не высмеиваются недостатки ученика.
Положительные оценки
Согласие - это слова и фразы, указывающие на правильность ответа ученика, и стимулирующие движение его мысли в том же направлении. Функция -стимулировать, поощрить ученика в его ответах, действиях.
Одобрение - это позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ученик. Стимулирующее действие оценки преобладает над ориентирующим. Одобрение является верным, испытанным педагогическим приемом.
Признание - представляет собой выделение тех или иных достоинств человека.
Поощрение - может быть материальным, либо оценкой на словах. Это важный педагогический прием, с помощью которого можно решить следующие задачи: показать, что ценится в поведении ребенка; закрепить и стимулировать положительное в поведении ребенка.
- 17. Особенности психического развития младшего школьника.
- 18. Учебная деятельность.
- 19. Особенности психофизического развития подростка
- 20. Психологическая характеристика подросткового кризиса.
- 21. Основными новообразованиями в подростковом возрасте
- 22. Ведущая деятельность в подрастковом возрасте.
- 25. Общая характеристика процесса обучения.
- 26. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
- 28. Факторы, влияющие на процесс обучения.
- 29. Программированное обучение
- 30. Принципы обучения в системе Занкова.
- 32. Теории поэтапного форм-я умств. Действий (Гальперин)
- 33. Психологические основы проблемного обучения.
- 34. Понятие уч.Деятельности. Мотивация уч.Деятельности.
- 35. Стр-ра уч.Деятельности.
- 36. Обучаемость как важнейшая хар-ка субъекта уч.Деятедлности.
- 37. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.
- 38. Типы неуспевающих школьников.
- 39. Педогогическая содержание оценки. Виды пед.Оценки.
- 40. Психологическая сущность воспитания.
- 41. Психологические условия успешности воспитания.
- 42. Психология самовоспитания.
- 43. Общая хар-ка пед.Деят-ти. Стр-ра пед.Деят-ти.
- 44. Общие и специальные способности педагога
- 45. Эффективность деятельности учителя и критерии оценки.
- 46. Индивидуальный стиль пед. Деят-ти и основные его проявления.
- 48. Психолого-пед. Сопровождение учебно-воспитательного процесса.