30. Принципы обучения в системе Занкова.
Цель: активное обучение шк-ка.
Л.В. Занков критически оценивает неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. Сам учебный материал хар-ся Занковым «скудостью теоретических знаний, их поверхностным характером, подчинением привитию навыков». Развивающее обучение направлено прежде всего на преодоление этих недостатков обучения. Следующие принципы:
— пр-п обучения на высоком уровне трудности. Соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (проблемность в обучении);
— пр-п ведущей роли теоретических знаний, по которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее, важна, чем отработка навыков (значимость понимания общего принципа действия);
— пр-п осознания школьниками собственного учения. Обучения направлено на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения (развитием личностной рефлексии, саморегуляции);
— пр-п работы над развитием всех учащихся. Должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, т.к. «развитие есть следствие обучения» (гуманизация образовательного процесса).
Отличит. черты сист. Л.В. Занкова: направленность на высокое общее развитие школьников (это стержневая характеристика системы); высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теоретических знаний. Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание читаемого.
31. Психологические особенности развивающего обучения (Давыдов) Существующее обучение направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе. Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка названо эмпирическим. В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Развивающееся мышление ребенка названо теоретическим, а обучение — развивающим. При этом В.В. Давыдов положения относительно того, что ведущая значимость обучения в умственном развитии выражается прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения. Шесть осн. различий эмпирического и теоретического знания:
Эмпир.знание: 1. Знание вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; 2. При сравнении выдел.некот.совокупность предметов, относимых к опред.классу; 3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его св-ва; 4. Конкрктизация знаний сост.в подборе иллюстраций, примеров, вход.в данный класс предметов; 5. Ср-во фиксации – слова-термины.
Теорет.знание: 1. Зхнание возникает при анализе роли и ф-ций некот.особенного отношения внутри целостной сист.; 2. В пр-ссе анализа раскрывается генетт.исходное отношение; 3. Знание отражает внутр.отношения и связи предметов, «выходя» за пределы представления; 4. Знания выраж.в способах умств.деят-сти, а затем в символознаковых ср-вах.
Теоретическое знание составляет основы развивающего обучения. Важность мыслительного действия анализа (и соответственно синтеза). При формировании теорет.знания вскрываются, устанавливаются связи внутри целостной системы, понимание ее сущности, что предполагает активную мыслительную деятельность (а не только представление). Форма существования теоретического знания. У Давыдова это способы умственной деятельности, обобщенные способы действий.
Принцип сознательности имеет новое содержание как принцип деятельности. При этом ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности. Как следствие, формируется новая модель обучения - преобразующе-воспроизводящая деятельность обучающихся. Принцип наглядности фиксируется как принцип предметности. Обучающийся должен выявить предмет и представить его в виде модели. Это хар-ка преобразующе-воспроизводящей деятельности обучения.
Требования к процессу обуч.:
1. Усвоение знаний общего и абстрактного хар-ра, предшествует знакомству я с более частными и конкретными знаниями.
2. Знания усваиваются в процессе анализа условий их происхождения.
3. учащиеся должны уметь обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
4. Это отношение воспроизводится в предметных, графических или буквенных моделях.
5. Учащиеся должны уметь переходить от всеобщего к частному мышдению и обратно.
6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно»
Развивающее обучение представляет собой управление учителем психическим развитием ученика, обладая потенциальными возможностями и перспективами широкого внедрения в практику обучения.
- 17. Особенности психического развития младшего школьника.
- 18. Учебная деятельность.
- 19. Особенности психофизического развития подростка
- 20. Психологическая характеристика подросткового кризиса.
- 21. Основными новообразованиями в подростковом возрасте
- 22. Ведущая деятельность в подрастковом возрасте.
- 25. Общая характеристика процесса обучения.
- 26. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
- 28. Факторы, влияющие на процесс обучения.
- 29. Программированное обучение
- 30. Принципы обучения в системе Занкова.
- 32. Теории поэтапного форм-я умств. Действий (Гальперин)
- 33. Психологические основы проблемного обучения.
- 34. Понятие уч.Деятельности. Мотивация уч.Деятельности.
- 35. Стр-ра уч.Деятельности.
- 36. Обучаемость как важнейшая хар-ка субъекта уч.Деятедлности.
- 37. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.
- 38. Типы неуспевающих школьников.
- 39. Педогогическая содержание оценки. Виды пед.Оценки.
- 40. Психологическая сущность воспитания.
- 41. Психологические условия успешности воспитания.
- 42. Психология самовоспитания.
- 43. Общая хар-ка пед.Деят-ти. Стр-ра пед.Деят-ти.
- 44. Общие и специальные способности педагога
- 45. Эффективность деятельности учителя и критерии оценки.
- 46. Индивидуальный стиль пед. Деят-ти и основные его проявления.
- 48. Психолого-пед. Сопровождение учебно-воспитательного процесса.