logo
shpory_po_psikhologii-17-48_ver_2_0

30. Принципы обучения в системе Занкова.

Цель: активное обучение шк-ка.

Л.В. Занков критически оценивает неправомерное облег­чение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения и однообразные повторения. Сам учебный материал хар-ся Занковым «скудостью те­оретических знаний, их поверхностным характером, подчинени­ем привитию навыков». Развивающее обучение направлено прежде всего на преодоление этих недостатков обу­чения. Следующие принципы:

пр-п обучения на высоком уровне трудности. Соблюдение меры трудности, преодоле­ние препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изу­чаемых явлений (проблемность в обучении);

пр-п ведущей роли теоретических знаний, по ко­торому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее, важна, чем отработка навыков (значимость понимания общего принципа действия);

пр-п осознания школьниками собственного учения. Обучения направлено на развитие рефлексии, на осознание само­го себя как субъекта учения (развитием личностной рефлексии, саморегу­ляции);

пр-п работы над развитием всех учащихся. Должны быть учтены индивидуальные особенности, но обу­чение должно развивать всех, т.к. «развитие есть следствие обу­чения» (гуманизация образовательного процесса).

Отличит. черты сист. Л.В. Занкова: направленность на высокое общее развитие школьников (это стержневая характеристика системы); высокий уровень трудно­сти, на котором ведется обучение; быстрый темп прохождения учебного материала, резкое повышение удельного веса теорети­ческих знаний. Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять об­щий смысл, основное содержание читаемого.

31. Психологические особенности развивающего обучения (Давыдов) Существующее обучение направлено от частного, конкретного, единичного к общему, абстрактному, целому; от случая, факта к системе. Развивающееся в ходе такого обучения мыш­ление ребенка названо эмпирическим. В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической раз­работки новой системы обучения с направлением, обратным тра­диционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретно­му. Развивающееся мышление ребенка названо теоре­тическим, а обучение — развивающим. При этом В.В. Да­выдов положения относительно того, что ведущая значимость обу­чения в умственном развитии выражается прежде всего через со­держание усваиваемых знаний (Д.Б. Эльконин), производным от которого являются методы (или способы) организации обучения. Шесть осн. различий эмпириче­ского и теоретического знания:

Эмпир.знание: 1. Знание вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; 2. При сравнении выдел.некот.совокупность предметов, относимых к опред.классу; 3. Знание, опирающееся на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его св-ва; 4. Конкрктизация знаний сост.в подборе иллюстраций, примеров, вход.в данный класс предметов; 5. Ср-во фиксации – слова-термины.

Теорет.знание: 1. Зхнание возникает при анализе роли и ф-ций некот.особенного отношения внутри целостной сист.; 2. В пр-ссе анализа раскрывается генетт.исходное отношение; 3. Знание отражает внутр.отношения и связи предметов, «выходя» за пределы представления; 4. Знания выраж.в способах умств.деят-сти, а затем в символознаковых ср-вах.

Теоретическое знание составляет основы развивающего обучения. Важность мыслительного действия анализа (и соот­ветственно синтеза). При формировании теорет.знания вскрываются, устанавливаются связи внутри целостной системы, понимание ее сущности, что пред­полагает активную мыслительную деятельность (а не только представление). Фор­ма существования теоретического знания. У Давы­дова это способы умственной деятельности, обоб­щенные способы действий.

Принцип сознательности имеет новое содержание как принцип деятельности. При этом ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их про­исхождения как способов деятельности. Как следствие, формируется новая модель обучения - преобразующе-воспроизводящая де­ятельность обучающихся. Принцип наглядности фик­сируется как принцип предметности. Обучающийся должен выявить предмет и предста­вить его в виде модели. Это хар-ка пре­образующе-воспроизводящей деятельности обучения.

Требования к процессу обуч.:

1. Усвоение знаний общего и абстрактного хар-ра, предшествует знакомству я с более частными и конкретными знаниями.

2. Знания усваиваются в процессе ана­лиза условий их происхождения.

3. учащиеся должны уметь обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное отношение, определяющее содержание и структуру объ­екта данных знаний.

4. Это отношение воспроизводится в пред­метных, графических или буквенных моделях.

5. Учащиеся должны уметь переходить от всеобщего к частному мышдению и об­ратно.

6. Учащиеся должны уметь переходить от выполнения дей­ствий в умственном плане к выполнению их во внешнем пла­не и обратно»

Развивающее обучение представляет собой управление учителем психиче­ским развитием ученика, обладая потенциальными возможнос­тями и перспективами широкого внедрения в практику обучения.