26. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
Существует 3 точки зрения на проблему соотношения обучения и развития:
Ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходит само собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно автономно. Представителем данной точки зрения является Жан Пиаже. Не отрицая влияния обучения на умственное развитие, он считает, что оно не может изменить содержание и последовательность стадий развития интеллекта ребенка.
Стадии развития интеллекта:
Сенсорные (до 2-х лет)
Дооперациональная (от 2-х до 7)
Стадия конкретных операций (от 7-8 до 11-12)
Стадия формальных операций (11-12 лет – 15 лет)
Развитие, согласно Пиаже, создает возможности обучения.
Придает обучению ведущее значение. Представитель – Выгодский, согласно которому обучение является необходимым моментом в процессе развития и полезна только тогда, когда оно идет впереди развития. Выгодский сформулировал положение о двух уровнях психического, умственного развития:
Уровень актуального развития.
Уровень ближайшего развития.
Второй уровень достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым путем решения задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей. Обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, и на этой основе формировать принцип опережающего обучения.
Чем меньше учитель сделал подсказок при усвоении материала, и чем меньше ученик допустил ошибок, тем выше у него уровень обучаемости, тем больше у него потенциальной возможности умственного развития в процессе обучения.
Обучение и развитие есть одно и то же. Представитель – Уотсон.
27. Обучение и научение. Виды научения.
Обучение и научение. Обучение – процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.
Деятельность учителя направлена на обеспечение наиболее рациональных путей развития личности, а деятельность ученика – на усвоение определенной системы знаний, умений и навыков.
Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта человеком.
Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических свойств и качеств в учебной деятельности.
Для того чтобы изменение деятельности и поведения имело характер научения, оно должно вызываться предшествующей деятельностью.
Научение зависит от созревания, всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости и без него не может осуществляться.
Виды научения:
моментального приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием готовых с рождения форм поведения.
Условно-рефлекторное – возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал.
Оперантное научение – научение по средствам проб и ошибок.
Викарное – научение через прямое наблюдение за поведением других людей в результате чего усваиваются наблюдаемые формы научения.
Вербальное – приобретение нового опыта через язык.
- 17. Особенности психического развития младшего школьника.
- 18. Учебная деятельность.
- 19. Особенности психофизического развития подростка
- 20. Психологическая характеристика подросткового кризиса.
- 21. Основными новообразованиями в подростковом возрасте
- 22. Ведущая деятельность в подрастковом возрасте.
- 25. Общая характеристика процесса обучения.
- 26. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
- 28. Факторы, влияющие на процесс обучения.
- 29. Программированное обучение
- 30. Принципы обучения в системе Занкова.
- 32. Теории поэтапного форм-я умств. Действий (Гальперин)
- 33. Психологические основы проблемного обучения.
- 34. Понятие уч.Деятельности. Мотивация уч.Деятельности.
- 35. Стр-ра уч.Деятельности.
- 36. Обучаемость как важнейшая хар-ка субъекта уч.Деятедлности.
- 37. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.
- 38. Типы неуспевающих школьников.
- 39. Педогогическая содержание оценки. Виды пед.Оценки.
- 40. Психологическая сущность воспитания.
- 41. Психологические условия успешности воспитания.
- 42. Психология самовоспитания.
- 43. Общая хар-ка пед.Деят-ти. Стр-ра пед.Деят-ти.
- 44. Общие и специальные способности педагога
- 45. Эффективность деятельности учителя и критерии оценки.
- 46. Индивидуальный стиль пед. Деят-ти и основные его проявления.
- 48. Психолого-пед. Сопровождение учебно-воспитательного процесса.