logo
shpory_po_psikhologii-17-48_ver_2_0

26. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.

Существует 3 точки зрения на проблему соотношения обучения и развития:

  1. Ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходит само собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно автономно. Представителем данной точки зрения является Жан Пиаже. Не отрицая влияния обучения на умственное развитие, он считает, что оно не может изменить содержание и последовательность стадий развития интеллекта ребенка.

Стадии развития интеллекта:

Развитие, согласно Пиаже, создает возможности обучения.

  1. Придает обучению ведущее значение. Представитель – Выгодский, согласно которому обучение является необходимым моментом в процессе развития и полезна только тогда, когда оно идет впереди развития. Выгодский сформулировал положение о двух уровнях психического, умственного развития:

Второй уровень достигается ребенком в сотрудничестве со взрослым путем решения задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей. Обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, и на этой основе формировать принцип опережающего обучения.

Чем меньше учитель сделал подсказок при усвоении материала, и чем меньше ученик допустил ошибок, тем выше у него уровень обучаемости, тем больше у него потенциальной возможности умственного развития в процессе обучения.

  1. Обучение и развитие есть одно и то же. Представитель – Уотсон.

27. Обучение и научение. Виды научения.

Обучение и научение. Обучение – процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.

Деятельность учителя направлена на обеспечение наиболее рациональных путей развития личности, а деятельность ученика – на усвоение определенной системы знаний, умений и навыков.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта человеком.

Научение характеризует факт приобретения человеком новых психологических свойств и качеств в учебной деятельности.

Для того чтобы изменение деятельности и поведения имело характер научения, оно должно вызываться предшествующей деятельностью.

Научение зависит от созревания, всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости и без него не может осуществляться.

Виды научения:

  1. моментального приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием готовых с рождения форм поведения.

  2. Условно-рефлекторное – возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал.

  3. Оперантное научение – научение по средствам проб и ошибок.

  4. Викарное – научение через прямое наблюдение за поведением других людей в результате чего усваиваются наблюдаемые формы научения.

  5. Вербальное – приобретение нового опыта через язык.