Нормативные основы преемственности доу с семьей.
Долгие годы наше государство принимало на себя всю полноту ответственности за воспитание, обучение и развитие детей. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с этой законодательно закрепленной тенденцией было ограниченным.
В настоящее время основные законы:
-Закон Российской Федерации «Об образовании». В последней редакции.
-Конституция Российской Федерации. 25 декабря 1993 г., с изменениями от 09 января 1996 г., 10 февраля 1996 г., 09 июня 2001 г
- Семейный Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. В редакции Федеральных законов от 15 ноября 1997 г. № 140-ФЗ, от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ, от 2 января 2000 г. № 32-ФЗ
и другие нормативные документы России приведены в соответствие с нормами международного права:
- Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.
- Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.
- Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. Вступил в силу 23 марта 1976 г., согласно которым воспитание образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей, согласно которым воспитание образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей.
Роль родителей в воспитании ребенка, родительские обязанности и ответственность за их выполнение связаны с соблюдением прав ребенка: «расти на попечении и под ответственностью своих родителей» в атмосфере любви, понимания, моральной и материальной обеспеченности (Декларация прав ребенка, принцип 6).
Родители несут преимущественную ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка, основанные на принципе наилучшего обеспечения его интересов (Декларация прав ребенка, принцип 7; Конвенция о правах ребенка, ст. 18, ч. 1).
В полном соответствии с нормами международного права Конституцией РФ утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях (ст.38,ч.2), а Семейный кодекс РФ говорит об обязанности супругов заботиться не только о благосостоянии, но и о развитии своих детей (ст.31, ч.3).
Родители при этом «несут ответственность за воспитание и развитие своих детей» (Семейный кодекс РФ, ст. 63, ч. 1) и должны решать все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, исходя из их интересов (Семейный кодекс РФ, ст. 65, ч. 2).
Декларация прав ребенка (принцип 2), Семейный кодекс РФ (ст. 63. ч. 1) и Закон РФ «Об образовании» (ст. 18, ч. 1) указывают на обязанность родителей обеспечить возможности и благоприятные условия для всестороннего воспитания и развития ребенка: физического и психического, духовного и нравственного.
Однако забота о детях и их воспитании — не только обязанность родителей, но и их преимущественное перед другими лицами право
Семейный кодекс РФ и Закон РФ «Об образовании» утверждают право родителей на выбор формы обучения и образовательного учреждения.
Взаимодействие родителей с образовательным учреждением также связано с реализацией ряда обязанностей и прав всех участников образовательного процесса: родителей и педагогов.
Родители прежде всего обязаны выполнять устав образовательного учреждения (Закон РФ «Об образовании»). В Примерном уставе дошкольного образовательного учреждения в РФ в качестве других (помимо выполнения устава) обязанностей родителей перечисляются:
соблюдение условий договора между ДОУ и родителями;
оказание дошкольному учреждению посильной помощи в реализации его уставных задач;
внесение платы за содержание ребенка в ДОУ в установленном для конкретной семьи размере в определенный срок.
«Примерный договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации» к указанному списку обязанностей родителей добавляет следующие:
лично передавать и забирать ребенка у воспитателя, не передоверяя ребенка лицам, не достигшим 16-летнего возраста (или иные условия); приводить ребенка в ДОУ в опрятном виде, чистой одежде и обуви (иные требования детского сада с учетом местных, сезонных условий, а также возрастных, индивидуальных особенностей ребенка);
информировать дошкольное учреждение о предстоящем отсутствии ребенка, его болезни;
взаимодействовать с ДОУ по всем направлениям воспитания и обучения ребенка.
В этом документе также уточняются сведения о том, в реализации каких уставных задач и какую конкретно посильную помощь могут оказать родители.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители, помимо права «выбирать формы обучения, образовательные учреждения», имеют право «защищать законные интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением». Последние из перечисленных прав зафиксированы также в Примерном уставе ДОУ в РФ и Примерном договоре между ДОУ и родителями (лицами, их замещающими) ребенка, посещающего ДОУ, в РФ
Согласно вышеперечисленным документам, участие в управлении образовательным учреждением выражается:
в наличии у родителей права совещательного голоса на Совете педагогов ДОУ; I
в возможности вносить предложения по улучшению работы с детьми, в том числе по организации дополнительных (платных) образовательных и медицинских услуг;
в заслушивании отчетов заведующего ДОУ и педагогов о работе с воспитанниками.
Право родителей на защиту законных прав и интересов ребенка в этих документах не раскрывается. По нашему мнению, eго реализация связана как с принятием участия в управлении образовательным учреждением, так и с рядом других прав родителей, перечисленных в Примерном уставе ДОУ в РФ и Примерном договоре между ДОУ и родителями ребенка, посещающего ДОУ в РФ :
выбирать образовательную программу из числа используемых в работе с детьми в ДОУ;
готовить педагога для работы с ребенком при наличии cooтветствующих условий в детском саду;
выбирать виды дополнительных услуг ДОУ;
присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между дошкольным учреждением и родителями;
находиться с ребенком в ДОУ в период его адаптации в течение установленного сторонами количества дней и часов, в определенных сторонами случаях;
определять в Договоре между ДОУ и родителями индивидуальный график посещения ребенком дошкольного учреждения.
Родители имеют право ходатайствовать перед ДОУ об отсрочке платежей за содержание ребенка, дополнительные услуги не позднее, чем определенное сторонами количество дней до установленных сроков платы; требовать выполнения Устава ДОУ и Договора между детским садом и родителями ребенка; досрочно расторгать последний при условии предварительного уведомления об этом ДОУ за определенное сторонами количество дней (Примерный устав ДОУ в РФ, п.4 4; Примерный договор между ДОУ и родителями ребенка, посещающего ДОУ в РФ, пп. 4.7, 4.8, 4.10).
В ст. 18 Конвенции о правах ребенка подтверждается необходимость оказания помощи семьям «в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей». Именно с этой целью государства- участники «обеспечивают развитие сети детских учреждений», одновременно реализуя право детей, родители которых работают, «пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми»
В РФ в соответствии с международными документами «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений» (Закон РФ «Об образовании», ст. 18, ч. 3).
Еще в 1989 г. Концепцией дошкольного воспитания было определено, что «семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей». Общей задачей детского сада и начальной школы в этом документе названо сотрудничество педагога и родителей.
Отражение идей Концепции дошкольного воспитания по вопросу взаимодействия ДОУ и семьи мы находим в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (п. 5), согласно котором одной из основных задач ДОУ является «взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей». Предполагалось, что «детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической практики в стране. Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания» [7].
В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18, ч. 4) и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении (п. 39) указано, что взаимоотношения между ДОУ и родителями регулируются договором, включающим взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей.
Примерный устав ДОУ в РФ (п. 4.6) определяет сотрудничество с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка как обязанность педагога ДОУ.
В Примерном договоре между ДОУ и родителями ребенка в РФ (п. 1.13) подтверждается, что дошкольное учреждение обязуется «оказывать квалифицированную помощь Родителю в воспитании и обучении ребенка, коррекции имеющихся отклонений в его развитии».
Кроме того, этот документ определяет следующие обязанности и права ДОУ при взаимодействии с родителями (табл. 1).
Обязанности | Права |
Устанавливать график посещения ребенком ДОУ: дни недели, время пребывания, выходные и праздничные дни (п.1.9) | Предоставлять Родителю отсрочку платежей за содержание ребенка в ДОУ по его ходатайству (п.3.2) |
Определять условия сохранения места за ребенком в случае отпуска и временного отсутствия Родителя по уважительным причинам, а также в летний период и иных случаях (п.1.10) | Вносить предложения по совершенствованию воспитания ребенка в семье (п.3.3) |
Разрешать Родителю находиться в группе вместе с ребенком в установленное время (п.1.11) | Расторгнуть настоящий договор досрочно при систематическом невыполнении Родителем своих обязательств, уведомив его об этом за установленный сторонами срок (п.3.4) |
На основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 15, ч. 7) «родителям несовершеннолетних воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса».
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (п. 37) при приеме детей ДОУ обязано ознакомить родителей с уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. С этой целью «в образовательных учреждениях вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка» (Федеральный закон «Об (основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ст. 9, ч. 4).
Таким образом, знание нормативно-правовых документов международного и федерального уровня, конкретного образовательного учреждения позволит педагогу юридически грамотно построить отношения с семьей и образовательный процесс в ДОУ с учетом защиты прав ребенка, а также прав и обязанностей родителей и педагогов.
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Предметно-пространственная организация помещений и участка доу в современных условиях построения развивающей среды.
- Формы методической работы в доу: значение, виды, организация.
- Квалификационные требования к педагогам доу, их профессиональные функции, умения и навыки.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления доу, научные основы и уровни.
- Заведующий в системе управления доу. Требования к личности руководителя, структура профессиональных умений. Пути совершенствования управленческой культуры. Управленческое решение.
- Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.
- Научные основы управления доу. Принципы, функции управления. Управленческий цикл дошкольного учреждения.
- Задачи и функции доу как социальной педагогической системы (по Типовому положению о доу 2008г.).
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)