Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. Необходимость комплексного похода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Поэтому педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №118» управления образования администрации г. Чебоксары в течение многих лет целенаправленно работает над проблемой воспитания здорового ребенка.
За основу была взята авторская технология доктора медицинских наук профессора Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник». Физкультурно-оздоровительное направление осуществляется комплексно, несёт в себе и воспитательную нагрузку – формирование у ребёнка потребности здорового образа жизни. Реализация технологии носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер, имеет физиологическое обоснование каждого раздела, учитываются закономерности возрастной психофизиологии, педагогической психологии и спортивной медицины. Рекомендуемые средства и методы просты и не требуют необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования, специальной переподготовки педагогов ДОУ.
Технология состоит из 6 разделов:
1. Диагностика, т.е. определение исходных показателей состояния здоровья и физического развития детей;
2. Рациональная организация двигательной активности детей;
3. Система эффективного закаливания;
4. Комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов;
5. Обеспечение рационального питания;
6. Создание условий для оздоровительных режимов детей.
Начиная работу по определению исходных показателей, мы пользовались рекомендациями автора. Были изучены антропометрические показатели, включены определение длины и массы тела, а также индексов отношения длины тела к возрасту и массы тела к длине. Эти показатели отражают гармоничность развития ребенка.
Тесты по характеристике двигательной подготовленности проводятся воспитателями и инструктором по физкультуре, включают в себя стандартные параметры: бег на 10/30 м. в секундах, прыжки в длину с места в сантиметрах, метание веса 160-300г. правой и левой рукой в метрах. Также включается тест на «Общую выносливость»: дистанцию в метрах, которую ребенок пробегает со скоростью 1,0-1,2 м/сек. т.е. 2 коротких шага в секунду до появления одного из признаков начинающегося утомления: изменения ритма дыхания, нарушения перекрестной координации, покраснения кожи лица и т.д. Выявлена прямая корреляция между этим показателем и состоянием соматического здоровья ребенка. Чем больше пробегаемая дистанция, тем реже возникают респираторные заболевания. Также измеряется частота сердечных сокращений (в покое при стандартных пробах и ежедневных физических нагрузках), показатели артериального кровяного давления, пробы с задержками дыхания на вдохе и выдохе в секундах, ведется наблюдение за индивидуальной продолжительностью сна детей.
В диагностический комплекс также включены проявления биоритмологического профиля ребенка по околосуточной динамике умственной, физической работоспособности и эмоциональной реактивности. Эти показатели определяются педагогами при взаимодействии с родителями. Тестирование проводится в начале, середине ( по отдельным параметрам) и в конце учебного года.
На основе мониторинга и с учетом основополагающих принципов технологии, для рациональной организации двигательной активности детей педагогами ДОУ разработана модель двигательного режима и детальный стратегический план улучшения здоровья.
Каждое мероприятие, представленное в данной модели, способствует укреплению здоровья детей. Все проводимые мероприятия отличаются преобладанием циклических, прежде всего беговых упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш и др). во всех видах двигательной активности для тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества.
Утренняя гимнастика, как один из важных компонентов двигательного режима, направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. При составлении комплекса утренней гимнастики, на ряду с традиционной, стараемся внедрить разные ее типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Оптимальная двигательная активность детей во время утренней гимнастики достигается путем подбора упражнений разной степени интенсивности, определенного количества повторений их выполнения.
Физкультурные занятия проводятся согласно сетке занятий: два раза в физкультурном зале, один раз на улице. Система планирования работы по физическому воспитанию и связанный с ней медико-педагогический контроль позволяют организовать физкультурные занятия так, чтобы они способствовали усвоению Программы воспитания ребенка-дошкольника и обеспечивали оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности детей. Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения разминочного и гимнастического характера, упражнения способствующие улучшению осанки. Проводится обучение детей приемам мышечного расслабления.
Со средней группы внедряем оздоровительный бег. Самое главное в управлении процессом оздоровительного бега — постоянное уравновешивание программы введения режима нагрузок с состоянием и возможностями организма ребенка. Чтобы режим установленной нагрузки был максимально точным, необходим ежедневный экспресс – анализ. В этом залог эффективности занятия.
Перед оздоровительным бегом проводим разминку. Ее цель — разогреть мышцы, сделать более подвижными суставы, настроить ребенка психологически. Прямо от крыльца дети на ходу начинают выполнять упражнения для различных групп мышц. Заканчивается разминка бегом на месте. Это необходимо для того, чтобы дети не «сорвались» с места, а побежали по дорожке в нужном темпе. Выполняя упражнения во время разминки, дети продвигаются вперед стайкой. Всю дистанцию воспитатель бежит с вместе детьми и следит за индивидуальной длительностью бега отдельных детей, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть тем, кто явно устал, подбадривает остальных. Она находится то сбоку, то впереди, то сзади. Постепенно дети начинают пристраиваться друг за другом, вытягиваясь в цепочку, и бегут равномерно.
Заканчиваем оздоровительный бег еще большим замедлением темпа, переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания, расслабление, потом дети некоторое время отдыхают. Длительность отдыха зависит от того, как быстро пульс детей восстанавливается.
Пришедшим после болезни, вместо бега предлагаем пройти несколько кругов, пробежать меньшую дистанцию или не бежать вовсе, а просто гулять. В зимнее время бег заменяем ходьбой на лыжах, летом ездой на велосипеде.
В неделю два раза проводим художественную гимнастику. Это позволяет значительно расширить двигательный режим детей, разнообразить содержание занятий, удовлетворять естественные потребности в движении и проявлять творческие способности в выборе движений.
При реализации 3-го раздела технологии мы придерживаемся принципам эффективного закаливания, предложенным Ю.Ф. Змановским.
Обязательным условием эффективного закаливания является:
-наличие неперегревающей одежды на открытом воздухе и в помещениях. Ребенок, находящийся на открытом воздухе, должен быть одет так, чтобы при отсутствии движений он испытывал ощущение зябкости. Одежда должна быть легкой, позволяя.ющей двигаться без затруднений.
-поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18-+20градусов Цельсия, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний.
- хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.
Кроме этого применяем специальные температурные закаливающие процедуры. Автор предлагает 2 основных метода контрастного закаливания:
-контрастные воздушные ванны с постепенно увеличивающейся разницей температур воздуха в двух помещениях, когда дети перебегают из одной комнаты в другую.
- контрастный душ, его методика близка вышеуказанной.
В условиях ДОУ мы используем 1-й активный метод – контрастные воздушные ванны, это перебежки из холодного помещения в теплое.
С целью оздоровления детей используем полоскание горла водой комнатной температуры, витаминотерпаию, после физкультурных занятий в зале дети переходят в кабинет «Здоровейка» для аэроинотерапии (люстра Чижевского), фитотерапии, также проводим точечный массаж, в осеннее - зимний период используем оздоровление фитонцидами. Для профилактики заболевания органов зрения воспитатели проводят комплекс упражнений, направленный на снижение зрительного переутомления. Гимнастику после сна строим на основе корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
В целях поддержания психологического здоровья, профилактики нарушений эмоционального состояния используем музыкотерапию, ароматерапию, арттерапию, специальные психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия.
В реализации задач по решению проблемы воспитания здорового ребенка важно тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей и социумом.
Контроль питания в детском саду может осуществлять медсестра или диетсестра. Еженедельно (или один раз в 10 дней) она контролирует среднесуточную норму потребляемых ребенком продуктов, при необходимости проводит коррекцию в следующую десятидневку и по итогам месяца в накопительной ведомости просчитывает калорийность, количество жиров, белков и углеводов.
Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Медсестра отслеживает технологию приготовления пищи, соответствие веса порций менюраскладке, а также контролирует правильность отбора и сроки хранения суточной пробы.
При проверке питания в ДОУ необходимо контролировать:
качество питания (в приложении 1 представлена таблица контроля, которую два раза в неделю заполняет медсестра (диетсестра) и один раз в месяц проверяет заведующий);
соблюдение санитарно-гигиенических требований (приложение 2 содержит в себе таблицу "Ежемесячный контроль соблюдения санитарногигиенических требований к организации питания в ДОУ", которую заполняет медсестра (диетсестра) и проверяет заведующий);
ведение документации по питанию.
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Предметно-пространственная организация помещений и участка доу в современных условиях построения развивающей среды.
- Формы методической работы в доу: значение, виды, организация.
- Квалификационные требования к педагогам доу, их профессиональные функции, умения и навыки.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления доу, научные основы и уровни.
- Заведующий в системе управления доу. Требования к личности руководителя, структура профессиональных умений. Пути совершенствования управленческой культуры. Управленческое решение.
- Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.
- Научные основы управления доу. Принципы, функции управления. Управленческий цикл дошкольного учреждения.
- Задачи и функции доу как социальной педагогической системы (по Типовому положению о доу 2008г.).
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)