Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
Современная система дошкольного образования развивается и совершенствуется. Одним из важнейших направлений работы с детьми-дошкольниками является работа с теми из них, кто не посещает дошкольные образовательные учреждения. Учитывая тот факт, что в настоящее время существует дефицит мест в дошкольные образовательные учреждения, это направление приобретает особую актуальность. Для решения этой проблемы, а также с целью расширения образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях, повышения конкурентоспособности, популяризации детских садов среди населения создаются новые формы дошкольного образования: Центры игровой поддержки ребёнка, Консультативные пункты, Лекотеки и Службы ранней помощи для детей, воспитывающихся в условиях семьи.
Цель организации работы с неорганизованными детьми – оказание действенной помощи семье в воспитании детей, не посещающих детские сады, и максимальное привлечение в ДОУ детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, а также детей с проблемами здоровья.
Условно всех детей, не посещающих детский сад, можно поделить на 3 группы:
Дети из обычных семей, по какой-либо причине не посещающих детский сад ( нежелание родителей отдавать ребенка на целый день, отсутствие мест в детском саду и т.п.)
Дети из малообеспеченных и неблагополучных семей.
Дети с проблемами в здоровье
В основу структурирования системы дошкольного образования целесообразно заложить вариативные модели дошкольного образования.
модель, реализуемую на базе дошкольных образовательных учреждений в рамках полного дня;
модель, реализуемую в группах полного дня на базе других общеобразовательных учреждений;
модель, реализуемую в группах кратковременного пребывания детей (адаптационные группы, группы предшкольной подготовки, индивидуального развития и др.);
модель, реализуемую в условиях семейного (домашнего) образования: детский сад семейного типа, надомное обучение и другие;
модель, реализуемую в рамках негосударственного сектора: семейный детский сад, школа раннего развития, центр творчества, студии и другие.
Вариативные модели дошкольного образования могут быть реализованы через внедрение новых форм, для которых требуется серьезная разработка нормативно-правовой основы, содержания и технологий работы с детьми:
—мини-игровые центры;
службы ранней диагностики и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
службы ранней помощи ребенку и его семье;
—семейные центры;
центры предшкольного образования;
центры игровой поддержки развития;
консультационные пункты;
развивающие студии;
другие формы.
Главная цель создания групп – обеспечение потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения. Группы ранней помощи создаются для детей от 1 до 3 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение с целью поддержки семьи, имеющей ребенка раннего возраста. Такие группы позволяют безболезненно адаптировать ребенка раннего возраста к условиям детского сада. Присутствие родителей (законных представителей) во время посещения ГРП обязательно. Педагог в присутствии родителей проводит с ребенком индивидуальные занятия, проходят совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующие развитие разных видов детской деятельности: двигательной, речевой, игровой, художественной. Осуществляется психолого-педагогическая поддержка семьи. Группы игровой поддержки создаются для детей от 3 до 6 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение при школе.. Группа функционирует пять дней в неделю с 3-х часовым пребыванием детей, без питания. Основная цель, преследуемая при создании таких групп – развитие детей дошкольного возраста на основе использования в практике современных игровых технологий, поддержка всестороннего развития личности детей, выравнивание стартовых возможностей при поступлении детей в школу. Группа неполного дня создаются для детей от 3 до 6 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и является его подразделением. Группа функционирует пять дней в неделю с 3-х часовым пребыванием детей, без питания. Образовательный процесс в группе строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей с использованием современных здоровьесберегающих и образовательных технологий. Детям оказывается помощь в усвоении основных базовых знаний, соответствующих их возрасту. Педагоги консультируют родителей по актуальным вопросам воспитания детей. Группа выходного дня создается для детей от 2 до 6 лет как посещающих, так и не посещающих дошкольное образовательное учреждение с целью организации присмотра, ухода, обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Группа функционирует четыре раза в месяц (суббота или воскресенье). Пребывание детей не более 3-х часов без питания. Дети раннего дошкольного возраста посещают ГВД вместе с родителями. Основными задачами группы является оказание помощи родителям в присмотре и уходе за детьми, помощь детям в усвоении основных базовых знаний, соответствующих их возрасту. Районный консультативный пункт создается для родителей детей, проживающих на территории сельской местности, как посещающих так и не посещающих образовательные учреждения с целью обеспечения единства семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей. Районный консультативный совет занимается организацией лекториев, теоретических и практических семинаров для родителей, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей, организацией заочного консультирования по письменному обращению, телефонному звонку и т.д. Работа осуществляется специалистами, имеющими соответствующую профессиональную квалификацию.
Семейный детский сад. Семейные дошкольные группы открываются в целях поддержки многодетных семей и работают по месту проживания семьи. Право открыть группу имеет один из родителей (законных представителей) многодетной семьи, воспитывающей трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (допускается принятие ребенка из другой многодетной семьи, если кто-то из трех собственных детей пошёл в начальную школу). Родитель, принявший решение организовать семейный детский сад становится сотрудником ДОУ – воспитателем. Режим работы семейного детского сада определяется Уставом ДОУ и договором между ДОУ и родителями (законными представителями). Организация питания в семейном детском саду может обеспечиваться дошкольным образовательным учреждением или родителем – воспитателем. ДОУ оказывает консультационную помощь в организации распорядка дня, оформлении и ведении документации, работе специалистов. Администрация ДОУ осуществляет контроль за функционированием семейного детского сада.
В Лекотеке создан информационный ресурс в виде книг, видео, аудио записей, игрового материала, которые способствуют развитию ребёнка и подготавливают родителей к направленному поиску наиболее эффективных способов формирования его личности. Родители имеют возможность брать игры и пособия в домашнее пользование. Специалисты Лекотеки оказывают родителям квалифицированную консультативную помощь по особенностям и решению проблем в развитии ребёнка.
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Предметно-пространственная организация помещений и участка доу в современных условиях построения развивающей среды.
- Формы методической работы в доу: значение, виды, организация.
- Квалификационные требования к педагогам доу, их профессиональные функции, умения и навыки.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления доу, научные основы и уровни.
- Заведующий в системе управления доу. Требования к личности руководителя, структура профессиональных умений. Пути совершенствования управленческой культуры. Управленческое решение.
- Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.
- Научные основы управления доу. Принципы, функции управления. Управленческий цикл дошкольного учреждения.
- Задачи и функции доу как социальной педагогической системы (по Типовому положению о доу 2008г.).
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)