Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
Инспектирование — одна из важнейших форм руководства и контроля деятельности образовательных учреждений со стороны органов управления народного образования.
Под инспектированием понимается проведение органом управления образованием проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке надзора и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением муниципальными органами управления образованием, подведомственными образовательными учреждениями и их должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования (9).
Инспектирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 № 12-ФЗ, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 № 125-ФЗ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ).
Основной целью инспектирования является обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области образования и исполнения других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждений системы образования в целях реализации принципов государственной политики в данной области, соблюдение конституционных прав граждан на образование и социальных гарантий участников образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации через соблюдение государственных образовательных и социальных стандартов, нормативов всеми субъектами системы образования, а также совершенствование механизма управления его качеством в пределах компетенции органов управления и прогнозирования тенденций развития системы образования
Комплексная проверка дошкольных учреждений проводится не реже одного раза в пять лет. Продолжительность инспектирования детского сада зависит от количества групп в них, но не должна превышать десять дней.
К инспектированию могут привлекаться заведующие, воспитатели, медицинские сестры дошкольных учреждений, работники городских методических кабинетов и другие квалифицированные специалисты (7).
Подготовка к проведению комплексной проверки должна начинаться прежде всего с составления подробного плана проверки, в котором намечаются основные вопросы и методы инспектирования, проверки, распределяются обязанности между членами бригады. Основными методами и приемами инспектирования являются наблюдение и анализ занятий, прогулок, игр, различных режимных моментов, проверка знаний детей, их умений и навыков, анализ детских работ, ознакомление с документацией дошкольных учреждений (планами работы заведующей, воспитателей, родительского комитета, протоколами совещаний, книга ми учета детей и другими материалами), беседа с руководителями и воспитателями (5; 7).
Результаты инспекторской проверки оформляются актом, служебной запиской или аналитической справкой, содержащими обоснованные выводы и конкретные предложения по улучшению работы.
Обследование дошкольных учреждений начинается с беседы инспектора и членов бригады с заведующим, во время которой его информируют о целых проверки, порядке работы, сроках. Затем заведующий характеризует общую работу учреждения, предоставляет необходимые документы для работы комиссии. Беседа с заведующим дает первое представление о работе проверяемого учреждения. После этого инспектор приступает к непосредственному изучению всех разделов работы учреждения.
Основные вопросы, подлежащие проверке:
учебно-воспитательная работа в учреждении, выполнение программы воспитания, качество знаний, умений и навыков детей, методы работы воспитателей;
подбор, расстановка, воспитание кадров и повышение их квалификации, методическая работа в детском саду, деятельность методического кабинета;
состояние организационно-педагогической и административно-хозяйственной работы, материально-технической базы, техники безопасности и пожарной безопасности;
выполнение плана работы (численность детей, комплектование групп, посещаемость и т. д.);
финансовая деятельность, исполнение сметы;
уровень медицинского обслуживания, организация рационального питания детей;
педагогическое просвещение родителей;
стиль руководства учреждением, осуществление контроля за состоянием учебно-воспитательной работы со стороны заведующего и старшего воспитателя;
качество планов, организация контроля за исполнением решений педсоветов, производственных совещаний, планов, приказов и инструкций вышестоящих органов;
ведение делопроизводства в учреждении, документация, правильность ее оформления и хранения.
Выводы инспектора о состоянии работы дошкольного учреждения и предложения по ее улучшению оглашаются при проведении педагогического совета
Правила этики поведения инспектирующего, которые предполагают:
честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
стремление к точности и уважение к очевидности;
достоверность изложенных фактов;
вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений по объектам проверки и срокам работы;
понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образованием, а также уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
оценку результатов деятельности осуществлять по набору показателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности и указанием на конкретную проверку.
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Предметно-пространственная организация помещений и участка доу в современных условиях построения развивающей среды.
- Формы методической работы в доу: значение, виды, организация.
- Квалификационные требования к педагогам доу, их профессиональные функции, умения и навыки.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления доу, научные основы и уровни.
- Заведующий в системе управления доу. Требования к личности руководителя, структура профессиональных умений. Пути совершенствования управленческой культуры. Управленческое решение.
- Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.
- Научные основы управления доу. Принципы, функции управления. Управленческий цикл дошкольного учреждения.
- Задачи и функции доу как социальной педагогической системы (по Типовому положению о доу 2008г.).
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)