Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
Аттестация - комплексная оценка деятельности ДОУ на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания в ДОУ требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Оценка деятельности дошкольного образовательного учреждения, проводимая в процессе его аттестации, является основой для принятия решения о его государственной аккредитации.
Государственная аккредитация - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса дошкольного образовательного учреждения - его типа, вида и категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы, реализуемой ДОУ.
Аттестация и государственная аккредитация являются механизмом государственного контроля за эффективностью образовательного процесса, осуществляемого дошкольными образовательными учреждениями;
обеспечивают стимулирование их деятельности в направлении повышения качества дошкольного образования;
способствуют возможности выбора родителями образовательных услуг на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми;
обеспечивают защиту ребенка от всех проявлений некомпетентных педагогических воздействий.
Аттестация ДОУ осуществляется в два этапа:
I-й этап - самообследование (самоанализ); II-й этап - работа аттестационной комиссии.
Самообследование проводится в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 22.08.96 г. N 448 "Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений"
Таким образом, первоначальный анализ деятельности ДОУ в процессе аттестации осуществляют:
администрация
работники
родители воспитанников.
Задачи самоанализа - выявление достоинств и недостатков в деятельности дошкольного образовательного учреждения и ее возможные улучшения.
При проведении самоанализа используются следующие процедуры:
наблюдение в группах;
анкетирование родителей;
анализ документации.
На основании полученных результатов администрация и работники проводят в своей работе необходимые улучшения и составляют сводные данные по самоанализу, которые представляются в аттестационную комиссию.
Самоанализ ДОУ проводится на основании системы критериев, посредством которых оцениваются следующие аспекты его деятельности:
содержание и методы воспитания и обучения, реализуемые в ДОУ(образовательные программы и педагогические технологии, характер взаимодействия персонала с детьми);
кадровое обеспечение педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (подбор и расстановка кадров, повышение квалификации работников);
организация деятельности дошкольного образовательного учреждения (руководство и управление);
материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья).
Работа аттестационной комиссии нацелена на то, чтобы как можно полнее познакомиться с деятельностью учреждения, используя для этого спектр наблюдений:
посещение занятий в разных группах
наблюдение за прогулкой и другими режимными моментами
общение с детьми
беседы с родителями и персоналом
знакомство с устройством и оформлением помещений и участка, с оборудованием, игровым и дидактическим материалом, продуктами детского творчества
изучение документации ДОУ
анализ медицинских карт детей.
При этом члены аттестационной комиссии должны осуществлять выборочную проверку результатов самоанализа на основании одних и тех же критериев. На каждое ДОУ, проходящее аттестацию, формируется аттестационное дело.
В состав комиссии входят:
специалист в области дошкольной педагогики
психолог
медик
представитель органа местного самоуправления
общественности.
При наличии соответствующих специалистов в состав комиссии включаются: преподаватели учреждений высшего и среднего профессионального образования различного профиля, работники учреждений послевузовского и дополнительного образования, а также работники дошкольных образовательных учреждений, учреждений органов здравоохранения, специалисты методических служб.
Аттестационная комиссия выносит заключение, содержащее оценку уровня реализации ДОУ требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также соответствие дошкольного образовательного учреждения типу, виду и категории.
Аттестация ДОУ проводится по его заявлению один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.
По результатам аттестации дошкольное образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации. Заключение комиссии по аттестации может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.
Программа О.Сафоновой
Программа представляет собой один из вариантов системного исследования ДОУ, направленного на установление соответствия его функционирования и развития общегосударственным требованиям.
Реализация комплексного подхода обеспечивается технологией оценки ДОУ. Она осуществляется в III этапа.
I ЭТАП — внутренняя экспертиза деятельности ДОУ и его результатов.
Участники — руководитель и педагогический коллектив учреждения.
Методы — самоанализ и самооценка, наблюдение, анализ документации, анкетирование родителей, экспресс-анализ детской деятельности.
II ЭТАП — внешняя экспертиза деятельности ДОУ и его результатов.
Участники — члены экспертной комиссии.
Методы — наблюдение, анализ документации, собеседование с руководителем и коллективом ДОУ.
III ЭТАП — подведение итогов изучения деятельности ДОУ, его результатов и оценка учреждения на основе, согласования результатов внутренней и внешней экспертизы. Подготовка заключения (справки).
Внутренняя и внешняя экспертиза проводятся путем заполнения оценочных листов по всем структурным компонентам каждого из трех блоков. При этом деятельность учреждения по каждому из показателей, характеризующих соответствующий компонент, оценивается по 4-х балльной системе:
3 балла — полностью соответствует обозначенному показателю;
2 балла — соответствует в достаточной степени;
1 балл — частично соответствует;
0 баллов — полностью не соответствует.
Балльная оценка каждого показателя дает возможность определить коэффициент эффективности как по отдельным блокам системы управления качеством функционирования и развития ДОУ, так и по всей системе в целом путем использования следующей формулы:
фактическое количество баллов
Кэ -------------------------------------------------- X 100%
максимальное количество баллов
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Предметно-пространственная организация помещений и участка доу в современных условиях построения развивающей среды.
- Формы методической работы в доу: значение, виды, организация.
- Квалификационные требования к педагогам доу, их профессиональные функции, умения и навыки.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления доу, научные основы и уровни.
- Заведующий в системе управления доу. Требования к личности руководителя, структура профессиональных умений. Пути совершенствования управленческой культуры. Управленческое решение.
- Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.
- Научные основы управления доу. Принципы, функции управления. Управленческий цикл дошкольного учреждения.
- Задачи и функции доу как социальной педагогической системы (по Типовому положению о доу 2008г.).
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)