Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
Основа эффективной работы ДОУ – постоянное совершенствование учебно-воспитательного пр-са. Старший в-ль анализирует д-ть педагогов, выделяет основные проблемы. Для заведующей, старшего в-ля пед. анализ – важнейшая функция управления. Пед. анализ – функция управления, направленная на изучение пед. пр-са, его объективную оценку, выделение причин, определяющих уровень воспитательно-образовательной работы, и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию пед. пр-са ДУ. Пед. анализ осуществляется на основе данных наблюдения и контроля. Пед. анализ не сводится только к выявлению недостатков, но помогает найти положительное в работе. Значит, он способствует созданию передового пед. опыта. Анализ занятия старшим в-лем: 1) анализ целей; 2) анализ структуры и организации занятия; 3) анализ содержания; 4) анализ методики проведения занятия; 5) анализ работы и поведения детей на занятии; 6) оценка санитарно-гигиенических условий занятия; 7) общие выводы и предложения.
Анализ качества планирования учебно-воспитательной работы. Анализ проводится по следующим параметрам: 1. Группа; 2. Требования к плану. Виды занятий; 3. Формулируется ли триединая цель (обучение – развитие - воспитание); 4. Намечаются ли методы решения каждой задачи; 5. Планируется ли формирование навыков учебной д-ти (игровой, трудовой); 6. Планируется ли инд. работа; 7. Оборудование занятий (игры, труд); 8. Примечания проверяющего; 9. Для быстрого проведения анализа все эти параметры могут быть представлены в виде таблицы. В каждую колонку вносится тот или иной элемент анализа.
В своей практике руководители используют разнообразные памятки, схемы, вопросники, помогающие грамотно выстроить диагностико-аналитическую д-ть. При составлении таких диагностических схем четко продумываются цели и задачи, точно формулируются вопросы и показатели результативности или критерии оценки. Критерии оценки должны иметь определенную степень выражения: словесную, балльную, цветовую или процентную. Возможно использование условных знаков. Руководитель самостоятельно определяет и использует оценочную шкалу в зависимости от объекта изучения.
Педагогическая диагностика – система методов определения уровня проф. компетенции. Термин «диагностика» - (греч.) «диа» и «гносис» - знание «после, через» завершенного процесса или действия; способный распознавать. Диагностика – определение состояния объектов или системы, путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной категории с целью информационного обеспечения процессов сопровождения проф. компетенции педагога, прогнозы его развития и поведения, принятия решения о возможностях воздействия на это развитие в желательном направлении.
Анализируя д-ть опытных руководителей М.М. Поташник пришел к выводу, что алгоритм управления качеством образования для управления по результатам м.б. выстроен как последовательность пяти основных управленческих действий: планирование, организация, руководство, контроль и коррекция. 1. Планирование. Этапы (В.С. Безрукова): а) моделирование (разработка перспективной модели своего ДУ и определение путей перевода его из существующего в качественно новое состояние, переход на более высокий уровень развития); б) проектирование и прогнозирование; в) конструирование (как способ детализации, описания отдельных компонентов пед. системы, конкретизация принятых решений на короткий срок и методов их реализации). 2. Организация. Важнейшая цель организации как функции управления ДОУ состоит в том, чтобы добиться организационного единства коллектива. Для этого необходимо четко определить, кто и что, чем, когда и как осуществляет свою д-ть, взаимодействуя при этом с другими членами коллектива. 3. Руководство – это управленческое действие, предполагающее прежде всего, мотивационную работу со всеми участниками образовательного процесса на основе изучения их потребностей, влияние на эти потребности с целью их изменения (М.М. Поташник); 4. Контроль – это оценка д-ти сотрудников или работы ДОУ. Контроль как инструмент управления должен стимулировать творчество сотрудников. 5. Коррекция – важная функция управления, вид регулирования по результатам обратной связи в процессе управления.
Показатели профессионально-творческой деятельности педагога ДОУ. Управленческое содействие пед. работникам ДОУ – система объективно-необходимой, адресной и целесообразной помощи, оказываемой пед. работникам со стороны администрации ДОУ. Цель управленческого содействия – поднятие уровня профессионализма пед. работников. Этапы: 1) ценностно-ориентационный этап – преодоление у пед. работников установившихся стереотипов в осуществлении проф. д-ти; формирование потребности в личностно-ориентированном взаимодействии с детьми. 2) содержательно-моделирующий этап – закрепление у пед. работников новых приоритетов и способов пед. д-ти в условиях государственно-общественного подхода к управлению; побуждение пед. работников к освоению способов эффективного личностно-ориентированного взаимодействия с детьми. 3) творчески-преобразующий этап – развитие у работников способностей к творческой интерпретации подходов, методов пед. д-ти; ориентирование их на самореализацию, саморазвитие и самосовершенствование в проф. д-ти. Результатом управленческого содействия должна стать твердая убежденность в реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми; необходимость предоставления работникам права выбора нового содержания образования детей, чтобы обеспечить вариативность дошкольного образования; ярко выраженная положительная мотивация на поиск эффективных способов взаимодействия с детьми; активное участие пед. работников в органах пед. самоуправления; наличие творческой интерпретации личностно-ориентированного обучения и глубокие теоретические знания.
Методы диагностики целостного пед. процесса:
- наблюдение. Наблюдатель фиксирует происходящее с помощью контрольного листа наблюдения. Преимущества: получение общей картины; возможность выявления информации, к-ую трудно получить с помощью интервью или анкет по причине некомпетентности респондента либо отказа отвечать на определенные вопросы. Недостатки: необходимость дальнейшего исследования для выявления скрытых проблем и причин;
- беседа;
- анализ;
- оценка;
- самоанализ;
- самооценка;
- опросник;
- анкета. Исследователь подготавливает вопросы и представляет их в письменной форме респонденту. Преимущества: возможность одновременно использовать большое кол-во респондентов; возможность быстрого получения ответов; возможность количественного анализа, если вопросы закрытые, или качественного анализа, если вопросы открытые. Недостатки: трудность составления; следование заранее установленной схеме;
- мониторинг качества профессиональной д-ти;
- оценка успехов детей;
- специальные методики.
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Предметно-пространственная организация помещений и участка доу в современных условиях построения развивающей среды.
- Формы методической работы в доу: значение, виды, организация.
- Квалификационные требования к педагогам доу, их профессиональные функции, умения и навыки.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления доу, научные основы и уровни.
- Заведующий в системе управления доу. Требования к личности руководителя, структура профессиональных умений. Пути совершенствования управленческой культуры. Управленческое решение.
- Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.
- Научные основы управления доу. Принципы, функции управления. Управленческий цикл дошкольного учреждения.
- Задачи и функции доу как социальной педагогической системы (по Типовому положению о доу 2008г.).
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)