logo
все вопросы

Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Новое может выступать в разных формах:

  1. принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);

  2. условная (относительная) новизна;

  3. «оригинальничанье» (не лучше, но по-другому), формальная смена названий, заигрывание с наукой;

  4. изобретательские мелочи.

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

— в содержании образования; — в формах, методах воспитательно-образовательного процесса; — в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

— частные, единичные, не связанные между собой; — модульные (комплекс частных, связанных между собой); — системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения); — новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения); — радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество); — прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение); — освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение); — ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Существуют различные причины нововведений.  К основным, на наш взгляд, нужно отнести следующие.

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.

5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

7. Конкуренция между детскими садами.

Заведующий должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель инновационной деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Методическая работа в ДОУ – это целостная, основанная на достижениях науки, передовом опыте и конкретном анализе учебно – воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счёте на достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников. Цель: Способствовать повышению профессионального мастерства педагога и  педагогического коллектива.  Задачи:  • Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей; • Стимулирование повышения научно-теоретического, научно-методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, технологиями. Преимущества методической работы: • Носит (в отличие от курсовой подготовки) непрерывный характер, способствующий тому, что каждый педагог может определённую часть времени посвящать повышению квалификации, овладению передовым опытом; • Позволяет тесно связывать повышение квалификации педагога непосредственно с проблемами, ходом и результатами учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений и навыков воспитанников. • Позволяет в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества конкретных воспитателей, выявлять затруднения и достижения в их работе; • Проходит в живом, развивающемся педагогическом коллективе, сплочённость которого создаёт благоприятные условия для её организации; • Предоставляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать в реализации годового плана работы;  Критерии оценки эффективности методической работы: • Критерий результативности - если результаты воспитания, образования и развития дошкольников повышается до оптимального для каждого за отведённое время и без перегрузки; • Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы – повышение мастерства педагогов при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование; • Критерий роста удовлетворённости педагогов своим трудом – в ДОУ создаются морально-психологический климат и творческая атмосфера, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного труда педагога. 

+Экспериментальная площадка в ДОУ

Экспериментальная площадка может быть организована на федеральном, региональном, городском и районном уровнях.

Положение об организации опытно-экспериментальной деятель­ности в системе образования утверждено Приказом Минобразова­ния РФ от 09.03.2004 г. № 1123

Основными задачами экспериментальной площадки ДОУ являют­ся: решение актуальных образовательных проблем и развитие пе­дагогической системы, как конкретного образовательного учреж­дения, так и системы образования России, региона, города, района в целом.

Этапы организации опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

I. Подготовительно-информационный:

II. Подготовительно-документальный:

III. Функционирование экспериментальной площадки:

IV.Обобщающий:

V. Распространение опытно-экспериментальных разработок на федеральном, региональном и городском уровнях

Типы педагогов по отношению к опытно-экспери­ментальной деятельности (по Э.М. Роджер­су)

Новаторы — отличаются авантюрным духом, поглощены нововведениями, извлекают но­вое из любого общения, ориентированы кос­мополитически

Ранние реализаторы — следуют за новаторами, являясь их информаторами и советниками

Предварительное большинство — осваивают инновации после ранних реализаторов, сво­бодно общаются с предыдущими группами. Им требуется более значительное время для внедрения инноваций

Позднее большинство — скептичны, осваивают инновации в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением со­циальной среды, когда большое количество групп и общество начнут ясно высказываться в пользу определенной инновации

Колеблющиеся — ориентируются на традици­онные ценности, осваивают инновации по­следними, решение принимают только с уче­том прошлого опыта, контактируют в первую очередь с себе подобными, сомневаются в спо­собностях инициаторов эксперимента, являют­ся тормозом в экспериментальной работе