Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
Планирование – одна из функций управления. Его ключевая роль определяется тем, что планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку оно призвано формулировать цели и задачи организации, пути и методы их достижения, а также определять необходимые для этого средства. Классическое определение планирования дают в своей книге Р. Джонсон, Ф. Каст и Д. Розенцвейг: "Планирование – процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внешних и внутренних условий. Это наиболее динамическая функция, и она должна выполняться эффективно, чтобы обеспечить прочный фундамент для остальных видов управленческой деятельности. Цель функции планирования в организации состоит в создании интегрированной системы принятия решений, которая представляет собой основу для всей ее деятельности.
Применительно к управлению дошкольным учреждением П. заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Типовое положение о ДОУ предоставляет педагогическому коллективу право самостоятельно определять направление своей деятельности, строить модель развития детского сада в соответствии с видовым разнообразием ДОУ, выбирать программу воспитания и обучения дошкольников.
П. предполагает:
1 – определение целей и задач
2 – определение путей и средств достижения целей
3 – определение количества ресурсов, необходимых для достижения цели
4 – выполнение плана и контроль за ним.
Планирование воспитательно-образовательной работы определяет организацию целостного пед. процесса, в котором реализуются все задачи основной образовательной программы во всех направлениях воспитания, обучения и развития детей. Планирование воспитательно-образовательного процесса должен включать работу с семьей, которая является участником педагогического процесса.
1 – обеспечение единства в ходе образования детей;
2 – обеспечение позитивного движения и развития педагогического процесса во времени (усложнение форм, методов работы с детьми, расширение видов взаимодействия с детьми), расширение кругозора контактов между ДОУ и другими структурами общества.
Значение планирования заключается в обеспечении помощи воспитателю при организации жизнедеятельности детей в разных возрастных группах, обеспечение своевременной коррекции задач образования, включение индивидуальной работы с детьми, обеспечение дифференцированного подхода.
Основной задачей П. является обеспечение научного подхода к пед. процессу, к его систематичности на основе индивидуального подхода к детям.
Основные требования:
- единство цели, задач, содержания, методов, организационных форм воспитательно-образовательного процесса. Воспитатель с учетом проявлений конкретной группы имеет право выбирать методы, формы, понимать особенности детей;
- разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности детей;
- соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрасту и индивидуальным особенностям детей (диагностика);
- реальность плана, его систематичность и последовательность;
- согласованность всех планов работы (муз.рук.) и между планами педагогов группы.
Этапы П.:
постановка цели, определение задач.
анализ условий, в которых находится учреждение. Выработка средств при помощи которых можно достичь поставленной цели.
сравнение показателей, выработанных на первых двух этапах.
разработка совокупности мер, которые следует принять для достижения желаемого результат.
корректировка раннее сформулированных целей и задач.!!!
Этапы П. в ДОУ:
создание творческих групп для разработки плана
организация поиска оптимального решения актуальных проблем
обсуждение проекта плана с руководителем ДОУ, общественными организациями, актива ДОУ.
утверждение плана работ.
Общая педагогика (Подласый) предлагает такие виды планов:
Линейный план включает основные задачи на определенный период времени (на квартал, на год, на месяц). Такая структура плана диктуется большим опытом работы. По нему могут работать лишь опытные педагоги с большим стажем. Пример: Программа воспитания и образования.
Концентрический план (определенные матрицы или схемы), включающие содержание работы с детьми (н-р, по одной методике) на год, квартал. Данное планирование должно находится в методическом кабинете у старшего воспитателя.
Спиральный план (подневный план). План на каждый день. В практике ДОУ в настоящее время закрепились 2 вида планов:
а) годовой план воспитательно-образовательной работы.
б) календарный.
Различают П. по времени:
- долгосрочное (перспективное): годовой план, программа развития.
- краткосрочное (текущее)6 на неделю, на месяц, на день.
План может быть графический или смешанный.
В годовом плане отмечаются приоритеты воспитания или развития детей. В календарном плане отражаются даты мероприятий годового плана, а также структурные единицы всего пед. процесса: утро (гимнастика, прием детей, инд. работа с детьми, гигиеническое воспитание, утренняя прогулка, специально организованное обучение), вечер (приоритет самостоятельной деятельности и совместной деятельности педагога с детьми: рассматривание и анализ картин, кружки по интересам, прогулка и индив. работа).
Программа развития ДОУ должна отвечать следующим качествам:
- актуальность: свойство программы быть ориентированной на решение наиболее важных проблем для будущей системы дошкольного воспитания конкретного детского сада.
- прогностичность: свойство программы отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к ДОУ, т.е. способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.
- рациональность: свойство программы обеспечить такие цели и способы их достижения, которые позволяют получить максимально полезный результат.
- реалистичность: свойство программы обеспечить соответствие между желаемым и возможным.
- целостность: свойство программы, обеспечивающее полноту состава действий, необходимых для достижения цели, а также согласованность связи между действиями.
- контролируемость: свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), т.е. определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.
- чувствительность к сбоям: свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренного программой, представляющие угрозу для достижения поставленных целей. Чувствительность к сбоям тем выше, чем более детализирована программа.
Структура программы развития:
Подготовка информации о ДОУ.
Проблемный анализ состояния учебно-воспитательного процесса.
Формирование концепции и разработка стратегии развития дошкольного учреждения.
Определение этапов реализации программы.
Разработка плана действий.
При аттестации и аккредитации ДОУ программа развития является обязательным документом.
1. Информация-справка о ДОУ. При составлении информационной справки о ДУ необходимо помнить:
- это анализ достигнутого; и коллективу полезно подвести некоторые итоги, взглянуть на себя как бы со стороны. Это важный инструмент воспитания педколлектива.
- это информация для учредителей, экспертной комиссии по аттестации или оценке представляемого проекта программы развития.
- это рекламный материал для родителей, населения микрорайона.
Начать справку можно с краткого анализа социума. Далее следует перейти к информации о ДОУ: состояние материально-технической базы, характеристика контингента воспитанников, сведения о педагогических кадрах. Краткие итоги учебно-воспитательного процесса. Достижения педагогического коллектива. Наличие творческих контактов с коллегами, учеными, работниками искусства и культуры, медицинскими, спортивными учреждениями. Необходимы также краткие сведения об истории детского сада, традициях, сложившихся в педагогическом коллективе.
2. Проблемный анализ состояния воспитательно-образовательного процесса по всем линиям развития (физическое воспитание и здоровье, речевое, интеллектуальное, художественно-эстетичсекое, социально-нравственное развитие). В этом разделе выделяется положительный опыт и нерешенные проблемы по каждому направлению, а также конкретизируются задачи, которые необходимо решать.
Анализ образовательной ситуации по конечным результатам за 1-2 года включает: уровни здоровья и ЗОЖ, воспитания и обучения дошкольников в соответствии с гос. стандартами; готовности детей к школе. Важно проанализировать научно-методическое обеспечение развивающегося учебно-воспитательного процесса; уровень профессиональной компетенции педагогов. Завершая анализ, необходимо выделить перечень тех недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.
3. Концепция и стратегия развития ДОУ.
Концепция – понимание, система трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности. Концепция развития ДОУ рассматривается как совокупность мер по его обновлению в результате развития инновационных процессов. В этом разделе важно сформировать вид и характер будущего ДОУ, к которому стремится пед. коллектив; обозначить цели и задачи обновления содержания воспитательно-образовательного процесса, с опорой на нормативно-правовые документы, определить стратегию реализации поставленных целей.
Концепция развития ДУ должна состоять из двух частей.
Первая часть – характер будущего ДУ, где дается:
- структура нового и модернизированного восп.-обр. учреждения
- новые или модернизированные программы
- новые подходы, способы, схемы, организации восп.-обр. процесса
- описание новых технологий, методик обучения, воспитания и развития детей
- характеристика дополнительных услуг.
Вторая часть – проект новой системы управления. Он создается на основе уже полностью разработанного проекта нового (модернизированного) учреждения и содержит:
- новую или модифицированную организационную структуру системы управления, где показаны все субъекты управления
- новый или обновленный, обязательно соответствующий новому объекту управления, перечень всех персональных и коллективных органов управления
- новые методы управления
Стратегия – это обобщенный замысел процесса перехода к новому детскому саду. Разработка стратегии начинается с определения ориентировочного времени реализации концепции и этапов преобразования ДОУ в новый статус. Н-р, обозначенные цели и задачи могут быть реализованы за пять лет, в три этапа.
Для каждого этапа реализации концепции должны быть определены направления и задачи действий. Сформулировать задачу – значит указать конкретный результат, который предполагается получить при реализации того или иного направления действий на данном этапе программы. Н-р, если направление связано с обновлением содержания образования, то задачей может стать переход на новую программу с такого-то года.
4. План действий. Он пишется на каждый этап отдельно и может оформляться в виде таблицы, где указываются мероприятия, сроки их проведения (начало и окончание), ответственный исполнитель, используемые средства для получения результата. По окончании срока обозначенного этапа дается краткий анализ выполнения (что удалось, не удалось, причины) и затем пишется план действий на следующий этап.
Годовой план является обязательным документом ДОУ. Он нацелен на решение конкретных задач, способствующих совершенствованию работы всего пед. коллектива в данном учебном году. В соответствии с задачами в плане определены конкретные мероприятия и содержание работы с педагогическим, медицинским и обслуживающим персоналом. План предусматривает мероприятия по педагогическому просвещению родителей и совместную работу со школой.
Годовой план ДОУ составляется с учетом вида ДОУ и профессионального уровня педагогических кадров. Приступая к составлению годового плана, заведующий руководствуются тем, что этот план будет выполняться всем пед. коллективом учреждения. От того какого понимание каждым сотрудником его роли в реализации плана, будет зависеть фактическое выполнение плана в целом. План работы на год может оформляться в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочная, календарно-месячная, цикличная по формам работы.
Прежде чем приступить к составлению годового плана, необходимо провести предварительную работу, включающую два этапа:
- анализ выполнения всех разделов программы воспитания и обучения;
- анализ затруднений педагогов, воспитателей.
Составленный план обсуждается и корректируется педагогическим коллективом. Обычно это делается на производственном совещании, перед началом нового учебного года (а августе).
Принятие плана работы ДОУ означает начало деятельности по его реализации.
Уточним, что в какой бы форме не писался годовой план работы ДОУ, первой его частью является анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
Данный раздел может быть оформлен в схемах с краткими выводами по каждому разделу. Содержание аналитической части плана может быть следующим:
1) Состояние здоровья воспитанников, заболеваемость детей и сотрудников в течение года, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания и др. далее даются общие выводы по блоку (выявление тенденции по уровню здоровья и ЗОЖ), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2) Результаты выполнения программы по всем направлениям. Анализ уровня познавательного развития детей, интеллектуального, социально-нравственного, художественно-эстетического, физического развития. Общие выводы и резервы повышения уровня выполнения программы.
3) Анализируется уровень готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы (результаты диагностики развития детей, поступающих в школу); анализ успеваемости выпускников детского сада, окончивших 1-3 классы. Общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.
4) Анализ результатов повышения квалификации и аттестации педагогов; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год; системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса. Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами и оснащения методического кабинета не следующий учебный год.
5) Анализируется система работы с родителями (по результатам анкетирования родителей), выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
6) Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и проводится оценка материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ДОУ.
Основные принципы планирования:
- научность – организация всей воспитательно-образовательной, административно-хозяйственной и общественной работы д/с на основе достижений науки и передового пед. опыта.
- перспективность – определение общих задач, заложение базы для воспитания соц-акт. Личности, создаются предпосылки для успешного обучения деетй в школе и прежде всего укрепление их здоровья.
- конкретность – определение точных сроков проведения намеченного мероприятия, ответственные ха их выполнение, систематичные всесторонний контроль.
Планирование работы учреждения не заканчивается составлением годового плана. В соответствии с ним каждый сотрудник должен уметь в системе спланировать свою работу. В практике работы руководителей накоплен разнообразный опыт планирования работы с кадрами на месяц. Рассмотрим несколько вариантов:
1) Циклограмма деятельности. Многие руководители составляют ее в начале учебного года, что помогает научно организовать свой труд, учесть основные направления деятельности и плановость их выполнения. С учетом перечня профессиональных обязанностей руководитель планирует работу на месяц и на каждый день. При этом, если происходит отмена запланированного, то на обратной стороне этого же листа делается пометка, что позволяет перенести данную работу на следующий день или месяц. Преимущество этого планирования в том, что в конце любого срока (месяц, квартал, полугодие, год) руководитель может легко проанализировать выполненную работу, выделить моменты, которые он не учел, и равномерно распределить последующую работу.
2) Самый распространенный в практике работы руководителей – Ежедневник. Используются ежедневники самых разных форматов и вариантов оформления.
3) Картотека дел. Она имеет три раздела: план на месяц, план на день, выполнение. В начале учебного года заведующая выписывает на отдельные карточки основные мероприятия и раскладывает их по месяцам. Ежедневные текущие дела фиксируются также на отдельных карточках и раскладываются в первом разделе картотеки по числам месяца. Карточки с выполненными делами перемещаются в третий раздел «Выполнение». Если запланированное мероприятие не выполнено, карточка переносится на следующий день или месяц.
4) Технологическая карта управления ДОУ. Такие карты предусматривают оказание помощи руководителям в планировании, размещении основных мероприятий по руководству и контролю во времени. Они имеют специфику каждого региона и конкретного ДУ.
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Предметно-пространственная организация помещений и участка доу в современных условиях построения развивающей среды.
- Формы методической работы в доу: значение, виды, организация.
- Квалификационные требования к педагогам доу, их профессиональные функции, умения и навыки.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления доу, научные основы и уровни.
- Заведующий в системе управления доу. Требования к личности руководителя, структура профессиональных умений. Пути совершенствования управленческой культуры. Управленческое решение.
- Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.
- Научные основы управления доу. Принципы, функции управления. Управленческий цикл дошкольного учреждения.
- Задачи и функции доу как социальной педагогической системы (по Типовому положению о доу 2008г.).
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)