Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
Концепция представляет собой систему взглядов на роль государственных и общественных институтов Чувашской Республики в реализации региональной образовательной политики, направленной на инновационное развитие дошкольного образования. Концепция определяет цель, задачи, приоритетные направления развития, ресурсы и механизмы реализации и является содержательной основой моделирования локальных образовательных проектов и программ. Цель Концепции - разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего. Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач: институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации; создание условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка как главного ресурса всей его жизнедеятельности; оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения; формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования; развитие многоуровневой системы подготовки специалистов различного профиля; развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.
Система дошкольного образования Чувашской Республики представлена 398 дошкольным образовательным учреждением и 34 учреждениями «начальная школа - детский сад», которые посещают 51,3 тысячи детей, что составляет 68,3 процента всех детей в возрасте 1-6 лет. Ежегодно происходит рационализация сети дошкольных образовательных учреждений, развитие учреждений и групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. Более 40 дошкольных учреждений оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п. Разнообразными видами коррекционно-педагогической помощи охвачено более 6 тысяч воспитанников детских садов. Расширяется практика реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных школах и группах кратковременного пребывания детей. В настоящее время при 175 школах функционируют дошкольные группы. Для детей, не посещающих детские сады, открыто 166 групп кратковременного пребывания. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах созданы консультационные пункты. В 100 дошкольных учреждениях оказываются дополнительные образовательные услуги на платной основе, в 46 организовано раннее обучение иностранным языкам. Платными образовательными услугами в городах пользуются 12 процентов воспитанников детских садов, в сельской местности - 3 процента. 196 детских садов (46%) используют в своей работе компьютерные технологии как средство управления, совершенствования форм и методов работы с детьми. Более половины детских садов реализуют программы нового поколения («Радуга», «Детство», «Развитие», «Школа - 2100» и др.), половина детских садов работают по республиканской «Программе воспитания ребенка-дошкольника», дополняя её содержание элементами из других программ, используя современные авторские технологии. В 280 (65 %) дошкольных учреждениях воспитательно-образовательный процесс организован на русском языке, в 146 (34%)– чувашском, в 4 (1%)– татарском. С января 2007 года республика участвует в федеральном эксперименте по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Приказ Минобрнауки России от 25.12.2006г. № 03-2998). В настоящее время 90 процентов детей старшего дошкольного возраста охвачены различными формами предшкольной подготовки. Воспитание и обучение детей осуществляют 5816 педагогов, образовательный уровень которых ежегодно растет. В 2000 г. с высшим образованием было 33,4 процента педагогов, в 2008 г. – 45 процентов. В республике создана система грантовой поддержки инновационной деятельности педагогов и дошкольных образовательных учреждений. Восьми лучшим воспитателям в 2007 году и 20 лучшим педагогам системы дошкольного образования в 2008 году присуждены денежные поощрения Приезидента Чувашской Республики. Семь лучших детских садов в 2007 году и 17 в 2008 году получили гранты по 200 тысяч рублей. С 2000 года отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Численность детей, посещающих детские сады, увеличивается ежегодно на 2,5 - 3,5 процента. С этого же периода увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. Если в 2000 году дошкольные образовательные учреждения посещали 56,2 процента детей, то в 2008 году – 68,3.
Проблемы системы ДО: проблема общедоступности дошкольного образования - более 30 процентов детей по разным причинам не охвачены системой дошкольного образования, более 10 тысяч детей нуждаются в образовательных услугах дошкольных учреждений; в городах и районных центрах наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, а в сельской местности - их избыток (в городах на 100 мест приходится 102 воспитанника, в сельской местности – 77); недостаточно развивается сеть учреждений и групп, предназначенных для компенсации здоровья и коррекции развития ребенка, тогда как наблюдается рост хронической патологии детей и возрастает потребность родителей в коррекционно-педагогической помощи; качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают требованиям родителей; боле 30 процентов детей охвачены домашним воспитанием, что требует квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения семьи со стороны как муниципальных органов управления, так и дошкольных образовательных учреждений; финансовая и имиджиевая непривлекательность сферы ведет к оттоку высококвалифицированных работников из системы дошкольного образования.
Обозначенные проблемы определили приоритетные направления совершенствования существующей системы дошкольного образования и идеологию Концепции, основанную на принципиальных положениях, обусловливающих динамику развития системы дошкольного образования в Чувашской Республике.
Личностно-ориентированное образование – воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе». Цель – содействовать становлению ребенка как личности. Задачи: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задачи максимально полно развернуть возможность их роста. ЗУН рассматриваются не как цель, а как средство. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, уесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Ребенок – полноправный партнер.
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Предметно-пространственная организация помещений и участка доу в современных условиях построения развивающей среды.
- Формы методической работы в доу: значение, виды, организация.
- Квалификационные требования к педагогам доу, их профессиональные функции, умения и навыки.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления доу, научные основы и уровни.
- Заведующий в системе управления доу. Требования к личности руководителя, структура профессиональных умений. Пути совершенствования управленческой культуры. Управленческое решение.
- Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.
- Научные основы управления доу. Принципы, функции управления. Управленческий цикл дошкольного учреждения.
- Задачи и функции доу как социальной педагогической системы (по Типовому положению о доу 2008г.).
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)