Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.
Управление – это целенаправленная деятельность руководителю по созданию необходимых условий для оптимального функционирования и развития ДОУ.
Под управлением ДОУ на муниципальном уровне понимается систематический процесс воздействия муниципального органа управления на муниц. ДОУ, направленный на создание условий для их оптимального функционирования и развития.
Деятельность муниц. органа организуется в свете задач администрации муниципалитета. Основные функции органа управления:
Информационно-аналитическая - формируют рынок образовательных услуг, заказ сервисным службам на обучение специалистов как для работы образовательного учреждения, ТОУО, так и для работы с информационными потоками;
Мотивационно -целевая – создание условий для участия руководителем и коллективом ДОУ в целеполагании, стратегии развития системы развития ДО; организация и мониторинг экспериментальной деятельности, опосредованного контроля независимыми службами за работой;
Планово-прогностическая – обеспечивает определение стратегических и тактических задач управления системой ДОУ; прогнозирование ее развития, разработки муниципальной целевой программы развития, создание условий для разработки программы развития муниципального ДОУ, участие ДОУ в социально значимых для города проектах;
Организационно-исполнительская – создание нормативных актов органов местного самоуправления, участие в разработке законопроектов, работа групп по стратегическим направлениям, взаимодействие сервисных служб, головных базовых учреждений города; работа по рассмотрению писем, жалоб; оптимизация сети, координация деятельности ДОУ; выработка рекомендаций о назначении и освобождении руководителей;
Контрольно- диагностическая – контроль за исполнением государственных, нормативно-правовых актов о ДО; нацеленность проверок на конечный результат; формирование системы мониторинга для повышения эффективности принятия управленческих решений; контроль за передачу в аренду объектов муниципальной собственности;
Регулятивно- коррекционная – обеспечивает оперативность воздействий органов управления на ДОУ с учетом изменений внутренней и внешней среды; мониторинг эффективности ДОУ в соответствии с выработанными критериями.
Меры по обеспечению развития управления образованием:
Отработка новых моделей регионального, муниципального и внутришкольного управления;
Разработка методов диагностики систем управления и оценки управленческих кадров;
Разработка стандартов и программ обучения руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием и руководителей образ. учреждений по курсу «Менеджмент в образовании»; создание для системы повышения квалификации и педаг. вузов учебных пособий «Основы регионального и муниц. управления образованием»;
Организация подготовки преподавателей по курсу «Менеджмент в образовании»;
Создание и введение банк управленческих новшеств; формирование региональных консультативных служб по вопросам управления, подготовка консультантов для этих служб;
Организация краткосрочных курсов для руководителей региональных и муниципальных органов управления по технологии разработки программ развития образования;
Изучение и распространение опыта модернизации управленческих систем.
Задачи Управления:
- обеспечение эффективного функционирования и развития подведомственных дошкольных образовательных учреждений;
- обеспечение защиты прав и законных интересов работников образования, детей и их родителей;
- создание условий для сохранения и укрепления физического здоровья детей; физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; - осуществление информатизации системы образования;
- обеспечение нормативно - правового регулирования в области образования. Функции Управления:
- осуществляет анализ и прогнозирование тенденций развития дошкольного образования, обоснование целей и приоритетов развития отдельных дошкольных образовательных программ;
- содействует развитию негосударственных дошкольных образовательных учреждений;
- содействует привлечению внебюджетных средств в образование, в том числе путем создания попечительских советов;
- обеспечивает развитие и содержание материально - технической и учебно -методической базы дошкольных образовательных учреждений и организаций, находящихся в территориальном ведении;
- разрабатывает и утверждает образовательные программы и учебные планы;
- создает условия и организует контроль за выполнением учебных планов, примерных образовательных программ в системе дошкольного образования, разработанных на основе обязательного минимума содержания образования, государственных образовательных стандартов;
- организует работу на основе специальных педагогических программ и методик с детьми с отклонениями в физическом и умственном развитии, коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации;
- осуществляет совместно с Территориальным Управлением Роспотребнадзора и Управлением здравоохранения контроль за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- взаимодействует с семьей по вопросам воспитания и обучения детей;
- обеспечивает выполнение требований СанПиН и государственных стандартов по минимальной оснащенности дошкольных образовательных учреждений и укомплектованности штатов в дошкольных образовательных учреждениях разных типов и видов;
- обеспечивает организацию питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений в соответствии с СанПиН;
- оказывает содействие и координирует работу по оказанию дошкольными образовательными учреждениями платных услуг;
- осуществляет строительную деятельность в соответствии с муниципальным правовым актом в части технического надзора строительно-монтажных работ, выполняемых подрядными организациями по договорам и строительно-ремонтные работы в дошкольных образовательных учреждениях города;
- обеспечивает контроль за соблюдением федерального и республиканского законодательства, местных органов власти в области дошкольного образования;
- осуществляет руководство по возрождению татарского языка, его культуры и традиций во всех дошкольных образовательных учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности; - осуществляет общее руководство деятельностью дошкольных образовательных учреждений города по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и выполнению ими уставной деятельности;
- оказывает содействие в подборе и расстановке квалифицированных педагогических кадров и вспомогательного персонала, повышению ими их деловой квалификации, занимается вопросами тарификации;
- обеспечивает тесную связь и преемственность дошкольной образовательной программы с общей начальной;
- осуществляет разработку, утверждение и исполнение перспективных и текущих планов по Управлению и дошкольным образовательным учреждениям, исходя из экономических нормативов, лимитов и контрольных цифр с учетом комплексного развития дошкольного воспитания;
- содействует информатизации дошкольного образования, организует и координирует разработку и использование новых информационных технологий в образовательном процессе в подведомственных дошкольных образовательных учреждениях;
- осуществляет меры по содействию духовному и физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и воспитанию в них гражданственности и патриотизма.
Цели и основные задачи модернизации образования
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателя.
- Понятие «управление», его сущность, методы. Нормативно-правовая база доу. Государственные, локальные документы доу.
- Научно-методическая и инновационная деятельность в доу.
- Характеристика системы дошкольного образования Чувашской Республики.
- Назначение и функции Совета педагогов доу.
- Комплексная стандартизированная оценка функционирования доу.
- Порядок организации и открытия доу (учреждение, статус).
- Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в доу разного вида. Методы контроля за соблюдением норм питания в доу.
- Предметно-пространственная организация помещений и участка доу в современных условиях построения развивающей среды.
- Формы методической работы в доу: значение, виды, организация.
- Квалификационные требования к педагогам доу, их профессиональные функции, умения и навыки.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационная структура управления доу, научные основы и уровни.
- Заведующий в системе управления доу. Требования к личности руководителя, структура профессиональных умений. Пути совершенствования управленческой культуры. Управленческое решение.
- Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.
- Научные основы управления доу. Принципы, функции управления. Управленческий цикл дошкольного учреждения.
- Задачи и функции доу как социальной педагогической системы (по Типовому положению о доу 2008г.).
- Планирование как функция управления доу. Сущность, задачи, принципы, виды, формы планов. Программа развития доу: структура, содержание, этапы подготовки и реализации.
- Система непрерывного образования в рф. Государственные органы управления дошкольным образованием (федеральные, региональные, муниципальные).
- Содержание и формы работы с неорганизованными детьми. Вариативные модели дошкольного образования.
- Контроль как функция управления доу: сущность, виды, назначение, принципы, методы, взаимосвязь с педагогическим анализом.
- Новые модели организации дошкольного образования в рф (реализация предшкольной подготовки).
- Государственный контроль (инспектирование) в системе дошкольного образования. Сущность, принципы, задачи, методы, результаты инспектирования.
- Повышение квалификации дошкольных работников. Пути и проблемы ее совершенствования.
- Участие родителей в образовательном процессе доу.
- Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек.
- Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо
- Нормативные основы преемственности доу с семьей.
- Дошкольное образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления. Внешняя и внутренняя среда доу, их взаимодействие и результат.
- Информационное обеспечение как основа управления доу. Пути распространения информации.
- Правовые основы федерального компонента образования детей дошкольного возраста в России. Меры по повышению качества дошкольного образования.
- Педагогическая диагностика в доу: понятие, этапы и методы.
- Нормативная база обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования. Требования к оценке компетенций ребенка дошкольного возраста в ооПрДо.
- Методический кабинет в доу, его значение в повышении уровня воспитательно-образовательной работы.
- Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в России (1917-2010гг.)
- Повышение квалификации дошкольных работников. Аттестация педагогических и руководящих работников доу.
- Маркетинговый подход в управлении доу: маркетинговая среда доу, имидж доу. Маркетинговые исследования в доу, сущность, виды, методы.
- Состояние и перспективы развития системы дошкольного образования в рф. (Комплекс мер; домашнее образование, новые организационно-правовые формы и др.)