logo
все вопросы

Роль муниципального уровня управления в развитии дошкольного образования, его примерная структура, задачи, функции.

Управление – это целенаправленная деятельность руководителю по созданию необходимых условий для оптимального функционирования и развития ДОУ.

Под управлением ДОУ на муниципальном уровне понимается систематический процесс воздействия муниципального органа управления на муниц. ДОУ, направленный на создание условий для их оптимального функционирования и развития.

Деятельность муниц. органа организуется в свете задач администрации муниципалитета. Основные функции органа управления:

  1. Информационно-аналитическая - формируют рынок образовательных услуг, заказ сервисным службам на обучение специалистов как для работы образовательного учреждения, ТОУО, так и для работы с информационными потоками;

  2. Мотивационно -целевая – создание условий для участия руководителем и коллективом ДОУ в целеполагании, стратегии развития системы развития ДО; организация и мониторинг экспериментальной деятельности, опосредованного контроля независимыми службами за работой;

  3. Планово-прогностическая – обеспечивает определение стратегических и тактических задач управления системой ДОУ; прогнозирование ее развития, разработки муниципальной целевой программы развития, создание условий для разработки программы развития муниципального ДОУ, участие ДОУ в социально значимых для города проектах;

  4. Организационно-исполнительская – создание нормативных актов органов местного самоуправления, участие в разработке законопроектов, работа групп по стратегическим направлениям, взаимодействие сервисных служб, головных базовых учреждений города; работа по рассмотрению писем, жалоб; оптимизация сети, координация деятельности ДОУ; выработка рекомендаций о назначении и освобождении руководителей;

  5. Контрольно- диагностическая – контроль за исполнением государственных, нормативно-правовых актов о ДО; нацеленность проверок на конечный результат; формирование системы мониторинга для повышения эффективности принятия управленческих решений; контроль за передачу в аренду объектов муниципальной собственности;

  6. Регулятивно- коррекционная – обеспечивает оперативность воздействий органов управления на ДОУ с учетом изменений внутренней и внешней среды; мониторинг эффективности ДОУ в соответствии с выработанными критериями.

Меры по обеспечению развития управления образованием:

Задачи Управления:

- обеспечение   эффективного   функционирования   и   развития подведомственных дошкольных образовательных учреждений;

- обеспечение защиты прав и законных интересов работников образования, детей и их родителей;

- создание условий для сохранения и укрепления физического здоровья  детей;  физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей; -   осуществление информатизации системы образования;

- обеспечение нормативно - правового регулирования в области образования. Функции Управления:

- осуществляет анализ и прогнозирование тенденций развития дошкольного образования, обоснование целей и приоритетов развития отдельных дошкольных образовательных программ;

- содействует развитию негосударственных дошкольных образовательных учреждений;

- содействует привлечению внебюджетных средств в образование, в том числе путем создания попечительских советов;

- обеспечивает развитие и содержание материально - технической и учебно -методической базы дошкольных образовательных учреждений и организаций, находящихся в территориальном ведении;

- разрабатывает и утверждает   образовательные программы и учебные планы;

- создает условия и организует контроль за выполнением учебных планов, примерных образовательных программ в системе дошкольного образования, разработанных на основе обязательного минимума содержания образования, государственных образовательных стандартов;

- организует работу на основе специальных педагогических программ и методик с детьми  с отклонениями в физическом и умственном развитии, коррекции нарушений в развитии и социальной адаптации;

- осуществляет совместно с  Территориальным Управлением Роспотребнадзора и Управлением здравоохранения контроль за соблюдением условий и выполнением мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях;

- взаимодействует с семьей по вопросам воспитания и обучения детей;

- обеспечивает выполнение требований СанПиН и государственных стандартов по минимальной оснащенности дошкольных образовательных учреждений и укомплектованности штатов в дошкольных образовательных учреждениях разных типов и видов;

- обеспечивает организацию питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений в соответствии с СанПиН;

- оказывает содействие и координирует работу по оказанию дошкольными образовательными учреждениями платных услуг;

- осуществляет строительную деятельность в соответствии с муниципальным правовым актом в части технического надзора строительно-монтажных работ, выполняемых подрядными организациями по договорам и строительно-ремонтные работы в дошкольных образовательных учреждениях города;

- обеспечивает контроль за соблюдением федерального и республиканского законодательства, местных органов власти в области дошкольного образования;

- осуществляет руководство по возрождению татарского языка, его культуры и традиций во всех дошкольных образовательных учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности; - осуществляет   общее   руководство   деятельностью   дошкольных образовательных учреждений города по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и выполнению ими уставной деятельности;

- оказывает содействие в подборе  и расстановке квалифицированных педагогических кадров и вспомогательного персонала, повышению ими их деловой квалификации, занимается вопросами тарификации;

- обеспечивает   тесную   связь   и   преемственность   дошкольной образовательной программы с общей начальной;

- осуществляет разработку, утверждение и исполнение перспективных и текущих планов по Управлению и дошкольным образовательным учреждениям, исходя из экономических нормативов, лимитов и контрольных цифр с учетом комплексного развития дошкольного воспитания;

- содействует информатизации дошкольного образования, организует и координирует разработку и использование новых информационных технологий в образовательном процессе в подведомственных дошкольных образовательных учреждениях;

- осуществляет меры  по содействию духовному и физическому развитию, формированию здорового образа жизни детей и воспитанию в них гражданственности и патриотизма.

Цели и основные задачи модернизации образования

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателя.