logo
олиго бакалавриват

1. Пояснительная записка

При разработке программы государственного экзамена по олигофренопедагогике исходным документом, определяющим ее содержание является Федеральный государственный образовательный стандарт 2010 года, утвержденный Минобрнауки 18 января 2010 г. № 49.

Областью будущей профессиональной деятельности выпускника бакалавра является: образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения. Выпускник реализует свою профессиональную деятельность в процессе учебно-воспитательной работы в коррекционных, реабилитационных, социально-адаптационных и общеобразовательных учреждениях.

Бакалавр по направлению подготовки 050700.62 должен быть готов к следующим видам профессиональной деятельности:

Бакалавр по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование должен решать следующие задачи:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ОВЗ;

изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ОВЗ как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей;

построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ;

осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;

в области диагностико-консультативной деятельности:

психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

консультирование лиц с ОВЗ, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения;

в области культурно-просветительской деятельности: формирование общей культуры лиц с ОВЗ;

организация культурного пространства образовательного учреждения; взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями;

пропаганда толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой общественности.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью:

способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

способностью использовать знания о

естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

(ОК-8).

5.2. Выпускник должен обладать следующими

профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессионалъными способностью и готовностью:

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консулътативной деятельности:

способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

способностью к анализу результатов медико-психолого- педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

в области исследовательской деятельности:

готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

в области культурно-просветительской деятельности:

готовностью к формированию общей культуры лиц с ОВЗ и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения

(ПК-14).

Выпускник должен знать:

- Конституцию Российской Федерации;

- законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка;

- основы общих и специальных теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;

- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

- школьные программы и учебники;

- санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

- государственный язык Российской Федерации – русский язык, свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Выпускник, получивший квалификацию бакалавра, подготовлен для работы в образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта и в различных условиях социально-культурной практики, в которых он выполняет виды деятельности: преподавательскую, диагностико-аналитическую, консультативную, воспитательную, психопрофилактическую, коррекционно-развивающую, просветительскую и научно-исследовательскую.

Итоговая государственная аттестация выпускников определяет уровень профессиональной подготовки бакалавра. Государственный экзамен по олигофренопедагогике носит комплексный характер и охватывает основные разделы предметной области профессионально-образовательной программы по специальности 050700 «Олигофренопедагогика».

Структура билета.

Билет состоит из трех вопросов.

Содержание первого вопроса выявляет компетентность выпускника в осознании общих вопросов профильной подготовки (например, базовые понятия, терминология, история науки и др.)

Содержание второго вопроса направлено на выявление теоретико-практической компетентности выпускников в области обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание третьего вопроса направлено на выявление теоретико-практической компетентности выпускников в области воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

Ответ каждого студента обсуждается членами Государственной экзаменационной комиссии в закрытом режиме и определяется отметками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Отметка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, обнаруживает глубокие знания базовых и психолого-педагогических понятий, теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры из практики, научной и методической литературы. Обнаруживает аналитический подход в освещении разных теорий и взглядов, обосновывает свою точку зрения. Формулирует содержательные выводы. Пользуется современной научно-педагогической и специальной лексикой.

Отметка «хорошо» ставится, если студент строит ответ с соответствии с планом. Подтверждает выдвигаемые теоретические положения примерами. В ответе представлены различные подходы к рассматриваемой проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Наблюдается некоторая непоследовательность анализа в сопоставлении разных методик и обосновании своей точки зрения. Выводы правильны. Речь грамотная, используется научно-педагогическая и специальная лексика.

Отметка «удовлетворительно» ставится, если ответ недостаточно логически выстроен. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии современных взглядов коррекционно-развивающих теорий, хотя базовые понятия раскрываются правильно. Выдвигаемые положения декламируются, но недостаточно аргументируются. Студент испытывает трудности в установлении межпредметных связей. Ответ носит преимущественно описательный, а не аналитический характер. Научно-педагогическая и специальная лексика используются ограниченно.

Отметка «неудовлетворительно» ставится при условии неспособности студента правильно раскрыть коррекционно-развивающие понятия и теории. Проявляется стремление подменить научное обоснование проблем рассуждением практически-бытового плана. Ответ содержит ряд неточностей. Выводы отсутствуют или носят поверхностный характер. Преобладает бытовая лексика, наблюдаются значительные неточности в использовании специальной терминологии.