logo
_2_3_4_5_6_8_12_13_14_15_16_18_22_24

1. Методика педагогического процесса; чувство класса, опора на знания

учащихся, опора на активных учащихся. 307-357; 408-422.

Дело учителя - избирать методику, требовать от учителя можно только высоких рез-ов развития личности.

Чувство класса - это личностная качественная характеристика профессионализма учителя, к-ую следует рассматривать как цель и рез-т длительной практики. В ходе урока учитель чувствует класс прямым, боковым зрением, на слух. О состоянии объекта свидетельствуют выражение лиц, глаз, позы, посадка, движения учащихся и тп. Угасание активности и внимания - сигнал для учителя к немедленной методической перестройке. Чувство класса развивается в практике постоянного, профессионального наблюдения и анализа. Наблюдение, анализ и выводы - уровень проф. умения, к-ое в процессе, во времени и практике развивается в проф.качество. Именно это качество позволяет достаточно точно и вовремя обращаться к конкретным приемам взаимодействия с учащимися. Чувство класса немедленно сообщает об ослаблении внимания на уроке, позволяет учителю верно выбрать стиль и тон во взаимодействии с классом, вовремя включить в работу активных или слабых учеников.

Прием опоры на знания учащихся объективно заключает в себе как минимум две функции: 1.активизация внимания учащихся в процессе монологического изложения материала; 2. дидактическая: закрепление, обобщение и контроль знаний.

В монологических речевых формах работы учителя(лекции, рассказы и др) внимание учащихся характеризуется относительной неустойчивостью. Степень наполнения образовательно-пед. процесса урока приемами опоры на знания учащихся может качественно изменить не только формальную, содержательную и в особенности функциональную сущность рассматриваемого приема, но и методическую суть практики урока в целом. Возрастание интенсивности опоры на знания учащихся может преобразовать монологическую форму работы учителя во фронтальное взаимодействие.

Прием опоры на активных учащихся. При условии высокого качества работы учителя на уроке, активность отдельных учащихся сильно возрастает, у них появляется потребность немедленно высказаться, поделиться своими соображениями. Этот псих. фактор мб развит учителем в пед.ср-во в качестве опоры на активных учащихся в любой речевой форме пед.деятельности. С помощью приема снимается монотонность, стимулируется активность наиболее подготовленных учащихся, сменой форм действий актуализируется учебный материал, активизируется внимание всего класса.