2.Фактор времени на уроке, основные параметры, организационно-формирующая сущность. (ответ должен быть комбинированным: урок: с.235; структура 47-48; временные формы урока: 413-415).
Система уроков представляет собой единую, постоянную, систематическую, продолжительную, четко регламентированную расписанием, организационно-временную форму образовательно-педагогического процесса. Уроки обязательны для посещения. Организатором образовательного процесса является учитель. Временные рамки урока в новейшей истории имеют диапазон 30 – 50 минут. Для массовой школы, как показала практика, оптимальными являются 45 минут урока.
Структура пед. процесса включает в себя компоненты пространственные и временные. В пространственных компонентах различаются в свою очередь фундаментальные и производные. Фундаментальные компоненты – ребенок и педагог. Производные – деятельность субъектов педагогического процесса(отдельно ребенка и педагога); взаимодействие, или общение, субъектов пед. процесса. Важнейшим структурным компонентом пед. процесса выступают и рассматриваются пед. средства. В структуре рассматриваются образовательные функции единого процесса – обучение и воспитание и процессуально-пед. цели. Важнейший компонент структуры пед. процесса – время в его различных формах: историческое; время развития самого процесса: начало, апогей, завершение; временное отношение к другим процессам (которые предшествуют или следуют); место процесса в астрономическом времени (первый, последний урок, первая, вторая половина дня, начало, середина недели, года и т.д.); темп, ритм, динамика пед.процесса.
Плотность урока – это максимальное количество выполняемой учащимися работы во времени и пространстве урока, характеризующемся тесной, прочной логической взаимосвязью всех его компонентов.
Количество выполняемой учащимися на уроке работы зависит от опыта учителя и от опыта класса. Для обеспечения максимальной плотности урока в незнакомом классе на предстоящих «своих» уроках надо: 1) накануне побывать на уроках по всем без исключения дисциплинам; 2) определить оптимальный опыт выполнения классом макс. количества работы за урок; 3) спроецировать предполагаемую работоспособность класса на количество материала планируемого урока.
Правило: недопустимо меньшее количество работы. Допустима адекватная либо большая плотность урока.
Динамика-это движение и ход развития образовательного процесса на уроке под влиянием различных факторов.
Критерием динамики выступает ритм урока.
Ритм урока – это последовательное чередование форм деятельности учащихся, происходящее с определенной частотой, это налаженная и размеренная деятельность учащихся.
Динамика урока обуславливается темпом.
Темп урока – это интенсивность развития образовательного процесса на уроке, заданная скорость выполнения познавательных действий, заданий.
Темп – основной инструмент увеличения полезного времени урока. Полезным в объеме урока является время выполнения учеником предметных действий познания. Чувство меры времени и ритма урока – фактор и средство удержания внимания учащихся. Ритм урока – основной инструмент управления вниманием класса.
Правило: ослабевает внимание учащихся – немедленно смените форму работы.
Билет №6
- 1.Научный предмет педагогики. 32-35.
- 2. Сущностные функции образовательного процесса. 50-53
- 1. Факторы развития и формирования личности. 59-64
- 2. Каптерев п.Ф. О педагогическом процессе.
- 1.Педагогические цели (исторический, теоретический и методический аспекты). 38-45.
- 2. Комбинированный урок. 243-249.
- 1.Формирующие функции педагогического процесса урока. 262-267.
- 2.Фактор времени на уроке, основные параметры, организационно-формирующая сущность. (ответ должен быть комбинированным: урок: с.235; структура 47-48; временные формы урока: 413-415).
- 1.Классификации видов деятельности (с.Л. Рубинштейна, б.Г. Ананьева,
- 2..Образовательные потенциалы фронтального взаимодействия на уроке;
- 1.Категориальный анализ научного предмета педагогики. 35-38
- 2.Педагогическая теория и методика с.Н. Лысенковой
- 1. Мотивационная сфера деятельности ребёнка: потребности, побуждения,
- 2. Педагогическая теория и методика ш.А. Амонашвили.
- 1. Методика педагогического процесса; эмоциональная настройка урока,
- 2. Педагогическая теория и методика в.Ф. Шаталова
- 1.Сущность, принципы и движущие силы процесса обучения 253-262.
- 2. Общественное мнение как фактор и средство формирования личности в
- 1. Педагогическая теория Джона Дьюи.
- 2. Формы и функции внеурочной педагогической деятельности учителя
- 2.Технологический феномен в образовании.227-229; словарь:с.458.
- 1. Методы научного педагогического исследования; педагогический риск.
- 1. Педагогический метод; общие и частные педагогические методы. 196-205;210-212.
- 2. Педагогическая теория и методика в.А. Сухомлинского.
- 1. Методика педагогического процесса; чувство класса, опора на знания
- 2. Передовой опыт в профессиональном становлении учителя. 281-286
- 1. Педагогический приём. 219-223.
- 2. Педагогическая теория и методика е. Паркхерст.
- 1. Активность и деятельность(структура деятельности с.87-92) как факторы развития и формирования личности. (с.82-87).
- 2. Педагогическая система и методика р.Б. Поуэлла; единство и различие
- 2.Коллективное воспитание в педагогике а.С. Макаренко
- 1.Единство и различие коллектива и класса. 271-276.
- 2. Типы урока, сущность типологии уроков. 252-253