logo
_2_3_4_5_6_8_12_13_14_15_16_18_22_24

2.Фактор времени на уроке, основные параметры, организационно-формирующая сущность. (ответ должен быть комбинированным: урок: с.235; структура 47-48; временные формы урока: 413-415).

Система уроков представляет собой единую, постоянную, систематическую, продолжительную, четко регламентированную расписанием, организационно-временную форму образовательно-педагогического процесса. Уроки обязательны для посещения. Организатором образовательного процесса является учитель. Временные рамки урока в новейшей истории имеют диапазон 30 – 50 минут. Для массовой школы, как показала практика, оптимальными являются 45 минут урока.

Структура пед. процесса включает в себя компоненты пространственные и временные. В пространственных компонентах различаются в свою очередь фундаментальные и производные. Фундаментальные компоненты – ребенок и педагог. Производные – деятельность субъектов педагогического процесса(отдельно ребенка и педагога); взаимодействие, или общение, субъектов пед. процесса. Важнейшим структурным компонентом пед. процесса выступают и рассматриваются пед. средства. В структуре рассматриваются образовательные функции единого процесса – обучение и воспитание и процессуально-пед. цели. Важнейший компонент структуры пед. процесса – время в его различных формах: историческое; время развития самого процесса: начало, апогей, завершение; временное отношение к другим процессам (которые предшествуют или следуют); место процесса в астрономическом времени (первый, последний урок, первая, вторая половина дня, начало, середина недели, года и т.д.); темп, ритм, динамика пед.процесса.

Плотность урока – это максимальное количество выполняемой учащимися работы во времени и пространстве урока, характеризующемся тесной, прочной логической взаимосвязью всех его компонентов.

Количество выполняемой учащимися на уроке работы зависит от опыта учителя и от опыта класса. Для обеспечения максимальной плотности урока в незнакомом классе на предстоящих «своих» уроках надо: 1) накануне побывать на уроках по всем без исключения дисциплинам; 2) определить оптимальный опыт выполнения классом макс. количества работы за урок; 3) спроецировать предполагаемую работоспособность класса на количество материала планируемого урока.

Правило: недопустимо меньшее количество работы. Допустима адекватная либо большая плотность урока.

Динамика-это движение и ход развития образовательного процесса на уроке под влиянием различных факторов.

Критерием динамики выступает ритм урока.

Ритм урока – это последовательное чередование форм деятельности учащихся, происходящее с определенной частотой, это налаженная и размеренная деятельность учащихся.

Динамика урока обуславливается темпом.

Темп урока – это интенсивность развития образовательного процесса на уроке, заданная скорость выполнения познавательных действий, заданий.

Темп – основной инструмент увеличения полезного времени урока. Полезным в объеме урока является время выполнения учеником предметных действий познания. Чувство меры времени и ритма урока – фактор и средство удержания внимания учащихся. Ритм урока – основной инструмент управления вниманием класса.

Правило: ослабевает внимание учащихся – немедленно смените форму работы.

Билет №6