2.Педагогическая теория и методика с.Н. Лысенковой
Московская учительница начальных классов Софья Николаевна Лысенкова известна тем, что открыла педагогический прием: чтобы уменьшить объективную трудность освоения сложных вопросов программы обучения, надо опережать их введение в учебный процесс. «В этом и состоит первый «кит» технологии Лысенковой. Урок, построенный на опережающей основе, включает как изучаемый и пройденный, так и будущий материал. При этом появляются новые в дидактике понятия, раскрывающие сущность опережения: частота опережений, длина или дальность опережения (ближнее опережение — в пределах урока, среднее — в пределах системы уроков, дальнее — в пределах учебного курса, межпредметные опережения). Трудную тему С.Н. Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а много раньше. Это перспективная подготовка, т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что будет позже основной) тема даётся на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени. Вторым «китом», на котором основана технология С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Методический приём «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.). [...] Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики. Сначала сильный ученик (затем и другие) говорит всё, что делает по заданию учителя от начала до конца, и ведёт за собой остальных. На первом этапе после объяснения нового материала учитель пишет на доске за ведущим. Далее только дети пишут за ведущим, слушают внимательно его объяснения. Важно, чтобы комментированное управление началось с первого дня обучения в школе (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов). По мере продвижения к третьему классу комментированное управление переходит в доказательное комментированное рассуждение. И наконец, третий «кит» системы С.Н. Лысенковой — это опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть, как плакаты». Софья Николаевна Лысенкова в 1981 г. получила звание заслуженного учителя, в 1990-м – народного, а в 1999-м была удостоена медали Ушинского.
Билет №12
- 1.Научный предмет педагогики. 32-35.
- 2. Сущностные функции образовательного процесса. 50-53
- 1. Факторы развития и формирования личности. 59-64
- 2. Каптерев п.Ф. О педагогическом процессе.
- 1.Педагогические цели (исторический, теоретический и методический аспекты). 38-45.
- 2. Комбинированный урок. 243-249.
- 1.Формирующие функции педагогического процесса урока. 262-267.
- 2.Фактор времени на уроке, основные параметры, организационно-формирующая сущность. (ответ должен быть комбинированным: урок: с.235; структура 47-48; временные формы урока: 413-415).
- 1.Классификации видов деятельности (с.Л. Рубинштейна, б.Г. Ананьева,
- 2..Образовательные потенциалы фронтального взаимодействия на уроке;
- 1.Категориальный анализ научного предмета педагогики. 35-38
- 2.Педагогическая теория и методика с.Н. Лысенковой
- 1. Мотивационная сфера деятельности ребёнка: потребности, побуждения,
- 2. Педагогическая теория и методика ш.А. Амонашвили.
- 1. Методика педагогического процесса; эмоциональная настройка урока,
- 2. Педагогическая теория и методика в.Ф. Шаталова
- 1.Сущность, принципы и движущие силы процесса обучения 253-262.
- 2. Общественное мнение как фактор и средство формирования личности в
- 1. Педагогическая теория Джона Дьюи.
- 2. Формы и функции внеурочной педагогической деятельности учителя
- 2.Технологический феномен в образовании.227-229; словарь:с.458.
- 1. Методы научного педагогического исследования; педагогический риск.
- 1. Педагогический метод; общие и частные педагогические методы. 196-205;210-212.
- 2. Педагогическая теория и методика в.А. Сухомлинского.
- 1. Методика педагогического процесса; чувство класса, опора на знания
- 2. Передовой опыт в профессиональном становлении учителя. 281-286
- 1. Педагогический приём. 219-223.
- 2. Педагогическая теория и методика е. Паркхерст.
- 1. Активность и деятельность(структура деятельности с.87-92) как факторы развития и формирования личности. (с.82-87).
- 2. Педагогическая система и методика р.Б. Поуэлла; единство и различие
- 2.Коллективное воспитание в педагогике а.С. Макаренко
- 1.Единство и различие коллектива и класса. 271-276.
- 2. Типы урока, сущность типологии уроков. 252-253