1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения
Письмо Минобразования России
от 14 декабря 2000 г. №2
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку). Основными задачами логопедического пункта являются:
— коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
— своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
— разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению 2.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения (приложение 3).
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Групповые занятия проводятся:
— с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
— с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
— с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее одного-двух раз в неделю;
— с заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия — 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.
Учитель-логопед:
а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме.
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.
Приложение 1
к письму Минобразования России
от 14 декабря 2000 г. № 2
- Иванова ю.В.
- Дошкольный логопункт: документация,
- Планирование и организация работы.
- М. : Издательство гном и д, 2008.
- Оглавление
- Часть 1. Нормативно-правовые документы 7
- Часть 2. Планирование работы 37
- Часть 3 Работа с воспитателями и родителями 70
- Часть 4 Логопедическое обследование 81
- Часть 5 Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий) 90
- Введение
- Часть 1. Нормативно-правовые документы
- 1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения
- Список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи1
- Речевая карта1
- Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи1
- 2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп1
- Пояснительная записка
- Распределение рабочего времени
- Оборудование логопедического кабинета
- Документация и ее ведение
- Должностная инструкция учителя-логопеда
- 1. Общие положения
- 2. Функции
- 3. Должностные обязанности
- 4. Права
- 5. Ответственность
- Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда
- 3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования
- 4. Должностная инструкция учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда)
- I. Общие положения
- II. Должностные обязанности
- III. Права
- IV. Ответственность
- Часть 2. Планирование работы
- 1. Годовой план работы логопеда на логопункте
- Годовой план работы логопеда на логопункте
- План работы с воспитателями и родителями
- Мероприятия, проводимые в течение года
- 2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»1
- Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фнр1
- 3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»1
- Перспективный тематический план подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет с диагнозом ффнр1
- 4. Индивидуальный план коррекционной работы
- Индивидуальный план коррекционной работы
- 5. Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени
- Примерный график работы логопеда
- 6. План работы логопеда на неделю
- Планирование работы логопеда
- 7. График проведения индивидуальных занятий
- График проведения индивидуальных занятий
- 8. План подгруппового занятия
- План подгруппового занятия
- 9. Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год
- 10. Протоколы по приему и выпуску детей
- Протокол мппк детского сада № ________ от «_____»
- Часть 3 Работа с воспитателями и родителями Работа с родителями детей, зачисленных на дошкольный логопункт
- 1. Образец расписки родителей, отказавшихся переводить ребенка в логопедическую группу
- 2. Образец расписки родителей, отказавшихся от занятий с логопедом на логопункте гоу
- 3. Оформление уголка логопеда и памятки для родителей
- Памятки для родителей
- 4. Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей на логопункте
- Соглашение между родителем (опекуном)
- 1. Предмет договора
- 2. Обязанности логопункта
- 3. Права логопункта
- 4. Обязанности родителя (опекуна)
- 5. Ответственность сторон
- Работа с воспитателями
- 1. Рабочий листок взаимодействия логопеда и воспитателя по автоматизации поставленных звуков
- Рабочий листок по автоматизации поставленных звуков
- 2. Карта обследования мелкой моторики детей
- Диагностика мелкой моторики детей
- Часть 4 Логопедическое обследование
- 1. Методика проведения логопедического обследования
- 2. Журнал логопедического обследования
- Журнал логопедического обследования детей
- 3. Речевая карта
- Речевая карта ребенка, прошедшего обследование1
- 4. Карта состояния звукопроизношения
- Состояние звукопроизношения (мониторинг) детей группы №__________
- Часть 5 Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий) Методика проведения логотренинга
- Занятие 1. Тема: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»
- 4. Беседа об органах артикуляции.
- 5. Динамическая пауза.
- 6. Массаж пальцев рук.
- 7. Работа над просодикой.
- 8. Работа над ритмом. Ритмическая игра «Дятел»
- 4. Пальчиковая гимнастика.
- 6. Динамическая пауза.
- 7. Массаж пальцев рук (см. Занятие 1).
- 8. Работа над просодикой (см. Занятие 1).
- 9. Ритуал прощания. Оценка работы детей. Занятие 3. Тема: «в гостях у Язычка»
- Ход занятия
- 2. Объявление темы и цели занятия.
- 3. Лексико-грамматические упражнения по теме «Фрукты»1.
- 4. Пальчиковая гимнастика (см. Занятие 2).
- 5. Динамическая пауза (см. Занятие 2).
- 6. Артикуляционная гимнастика.
- 7. Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица.
- 8. Работа над просодическими компонентами речи.
- 9. Работа над слоговой структурой слога.
- 10. Ритуал прощания. Оценка работы детей.
- 4. Пальчиковая гимнастика.
- 5. Беседа о согласных звуках с использованием «Домика звуков».
- 6. Динамическая пауза.
- 7. Артикуляционная гимнастика.
- 8. Массаж и самомассаж пальцев рук.
- 4. Пальчиковая гимнастика.
- 4. Знакомство с мягкими и твердыми
- 5. Динамическая пауза.
- 6. Артикуляционная гимнастика.
- 7. Массаж пальцев и мимических мышц лица.
- 8. Работа над слоговой и ритмической
- 9. Ритуал прощания. Оценка работы детей. Занятия 6—7. Тема: «Язычок в гостях у Свистящей семейки»1
- Ход занятия
- 2. Объявление темы и цели занятия.
- 4. Дыхательная гимнастика «Надувные игрушки».
- 5. Массаж пальцев и мимических мышц лица.
- 6. Артикуляционная гимнастика.
- 7. Динамическая пауза.
- 8. Упражнения на формирование правильного
- 9. Ритуал прощания. Оценка работы детей.
- 6. Дыхательная гимнастика «Шарик».
- 8. Лексико-грамматическое упражнения
- 5. Артикуляционная гимнастика.
- 6. Динамическая пауза. Игра «Если нравится тебе».
- 7. Упражнения на формирование
- 8. Ритуал прощания. Оценка работы детей. Занятие 12. Тема: «Язычок на Поляне скороговорок»
- Ход занятия
- 1. Приветствие.
- 2. Объявление темы и цели занятия.