logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

47.Развитие воображения и творческих качеств личности как приоритетная психолого-педагогическая задача.

Воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется решительно во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом изображении.

Воображение представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).

Активное воображение может быть воссоздающим, антиципирующим и творческим. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тез или иных образов, соответствующих описанию. Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

С.Л. Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение.

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать – значит, создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент не может; того, что удовлетворяет самые сокровенные желания.

Воображение связано с творчеством.

Творчество тесно связано со всеми свойствами личности и не исчерпывается какой-либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.л. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение узнается не столько по тому, что может измышлять человек, а скорее по тому, как он умеет преобразовать действительность.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллекту­альных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на ос­нове которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучающих эти процессы, Т. Ри­бо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно ценный опыт. В резуль­тате такой предварительной обработки опыта элементы его спо­собны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого вообра­жения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциа­ции - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить -го аналогии с частным и чисто случайным сходством

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъектив­ным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вы­теснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлётворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалис­тического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и актив­ного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществ­ляется в различных формах:

агглютинация - «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;

гиперболизация - преувеличение или преуменьшение пред­мета, а также изменение отдельных частей;

схематизация - отдельные представления сливаются, раз­личия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;

типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;

заострение - подчеркивание каких-либо отдельных признаков.

В подростковом и юношеском возрастах есть возможности развития творческого воображения.

Выделяются 4 стадии:

1. Подготовка – зарождение идее.

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знании, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Гилфорд отмечает 6 параметров креативности: 1 – способность к обнаружению и постановке проблем; 2 – способность к генерированию большого количества идей; 3 – семантическая спонтанная гибкость; 4 – оригинальность, способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; 5 – способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6 –способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость – увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.

Воспитание творческой личности в школьный период жизни является основой подготовки молодых людей к производительной деятельности. с этим связано дальнейшее социально-экономическое развитие общества.

Д.Б. Никитин считает, что создание условий успешного развития творческих способностей надо начинать еще в школе.

В качестве таких условий Никитин выдвигает следующие положения:

- раннее начало развития творческих способностей, со дня рождения ребенка необходимо подготавливать почву для функционирования творческого мышления;

- окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали его разнообразную творческую деятельность;

- максимальное напряжение сил, которые вытекают из самого характера творческого процесса;

- представление ребенку большей свободы в выборе деятельности, способов работы, чередовании дел, продолжительности занятий;

- ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослого.

Итак, вышеперечисленные факторы, составляющие часть субъективно-объективных условий, касающиеся развития творческого мышления посредством создания соответствующих эмоционально-психологической комфортности учащегося во время учебно-воспитательного процесса, можно определить как социально-эмоциональные условия.

Создание данных условий основано на использовании определенных форм и методов работы, с помощью которых достигается необходимая для творчества атмосфера коллектива, и в связи с тем, что речь идет о развитии творческого мышления, характеризующегося оригинальностью, непредсказуемостью, - то наряду с традиционными формами и методами учебно-воспитательной работы, без которых не обходится формирование ни с одного психологического и интеллектуального процесса, объединяют в себе многочисленный опыт педагогов и подразделяются на следующие группы:

- объяснительно-иллюстрированный или рецензивный метод (рассказ, лекция, объяснение и так далее)

- репродуктивный - воспроизведение действий по применению знаний на практике

- проблемное изложение изучаемого материала

- исследовательский метод при котором учащимся предлагается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого методы.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы: методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

М.И. Махмутов классифицировал методы по трем основаниям: общие методы обучения: монологический, показательный, диалогический, эвристический, программированный; методы преподавания – информационно-сообщающий, объяснительный, интуитивный, стимулирующий, побуждающий; методы - исполнительский, репродуктивный, практический, частично-поисковый, поисковый.

Данные методы охватывают обе стороны учебно-воспитательного процесса: деятельность педагога и деятельность ученика, раскрывая весь спектр методологической деятельности.

К методам, преложенным Ю.К. Бабанским и М.И. Махмутовым, направленым на активизацию учебно-познавательной деятельности на протяжении всего учебного процесса, можно добавить еще несколько методов организации и осуществления творческой деятельности:

- индивидуально-личностного творческого примера педагога, так и других окружающих ребенка людей;

- иллюстративно-эвристический метод, когда рассказ, демонстрация картин, лекция и так далее, преподносятся не педагогом, а учеником для объяснения и доказательства индивидуального решения творческой задачи;

- синтетической деятельности по единовременному восприятию слуховой, зрительной, осязательной и так далее информации по созданию ассоциативных –синтетических образов;

- психологического тренинга;

Специфика функционирования творческого мышления требует, помимо общепринятых, использование соответствующих специфических форм организации деятельности по развитию данного процесса.

К традиционным формам, способствующим развитию творческого мышления у школьников в учебно-воспитательном процессе относятся: урок, экскурсия, факультативы, домашняя работа, формы внеклассной работы, студии, конкурсы, концерты. Кроме перечисленных, возможно целесообразно использование таких форм организации деятельности, которые нацелены непосредственно на развитие творческого мышления. Это может быть миниурок /5-10 минут/ творческого фантазирования, уроки-подсказки, уроки-диспуты, музыкальные, художественные, театральные гостиные, театрализованные представления, дидактические, ролевые, развивающие творческое мышление игры.

Обобщая вышеуказанные факторы объективно-субъективных условий, отметим, что данная группа включает в себя, с одной стороны стиль общения педагога с учениками, тон коллектива, предполагающий наличие творческой атмосферы в классе - социально-эмоциональных условий; с другой стороны - разнообразие форм и методов работы, нацеленных на развитие творческого мышления у школьников - условия которые можно сформулировать как эвристико-дидактические.

Безусловно, данные условия вытекают непосредственно из учебно-дизайнерских, так как творческая деятельность в коллективе зависит от эстетического содержания окружающей среды, стимулирующий творческий потенциал.

Кроме того, творческие формы и методы работы предполагают постоянное использование эстетических качеств среды и эстетических ценностей - продуктов человеческой деятельности в качестве наглядно-иллюстративного, творчески стимулирующего материала.

Использование в педагогической деятельности творческих форм и методов работы включается в эстетическое содержание учебно-воспитательного процесса, которые характеризуются оригинальностью, образностью, новизной и эмоциональностью, доступностью и целесообразностью, возможностью импровизации.