logo search
шпаргалка по педагогике

4. Характеристика основных компонентов профес.-пед. Культуры. Основные пути формирования профес. -пед. Культуры.

1. Аксиологический компонент. В процессе подготовки и осуществления пед. деят-ти учитель овладевает пед. ценно­стями, субъективирует их. Уровень субъективации пед. ценностей является показателем личностно-профес. раз­витости учителя, его пед. культуры как степени реа­лизации идеально ценностного, трансформации потенциального (должного) в актуальное (сущее). Субъективное восприятие и присвоение учителем общечелове­ческих культурно-пед. ценностей определяется богатством его личности, направленностью профес. деят-ти, профес.-пед. самосознанием, личной пед. системой и отражает, таким образом, внутрен­ний мир человека. Степень присвоения личностью пед. ценностей зависит от состояния пед. сознания, так как факт установления ценности той или иной пед. идеи, пед. явления происходит в процессе оценки ее личностью. Образы индивид. пед. созна­ния могут совпадать или не совпадать с выработанными в обще­стве или профес. группе представлениями о целях, со­держании, субъекте и объекте пед. деятельности, обо всем том, что обеспечивает пед. компетентность и це­лесообразность деятельности педагога. Профес.-пед. сознание учителя выполня­ет сложную регулятивную функцию. Пед. ценности имеют разные уровни существова­ния: индивидуально-личностный, профессионально-групповой, социально-педагогический. 2. Технологический компонент . В пед. технологии можно выделить (в ее структуре) такой элемент, как технология пед.деятель­ности, фиксирующий совокупность приемов и способов целост­ного осуществления пед. процесса. Введение в науч­ный оборот понятия «технология пед. деятельности» предполагает построение такой модели, кот. основывалась бы на идеях системного, целостного подходов, рассмотрения пед. деятельности как процесса решения многообразных пед.задач, являющихся по своей сути задачами соци­ального управления. Технология пед. деятельности предст. собой реализа­цию приемов и способов управления образоват. процессом в школе. Пед. задача должна отвечать ряду требований, для реализации которых и осуществляются пед. действия как способы решения пед. задач. 3.Личностно-творческий компонент. Творческий хар-р пед. деятельности обусловли­вает особый стиль мыслительной деят-ти педагога, связан­ный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех псих. сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Пед. творчество — это процесс саморе­ализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.