logo search
shpory_po_pedagogike

5. Педагогический процесс. Его закономерности, принципы и структура.

Педагогическим процессом называют целостн. процесс осущ-ния воспитания в его шир. смысле путем обеспеч. единства обучения и воспитания (в его узком спец. смысле). Синонимом понятия «пед. процесс» явл. широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс». В кач-ве системы, в которой протекает пед. процесс, выступает система народн. образования, школа, класс и др., где осущ-ся целенапр-е воспит-е в его шир. смысле. Взаимн. акт-сть педагога и воспитуемого в пед. процессе наиболее полно отраж-ся термином «пед. взаимодействие», кот. вкл. в себя в единстве пед. влияние, его активн. восприятие, усвоение объектом, собственную акт-сть воспитуемого, проявляющуюся в ответн. непоср-х или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). В ходе пед. взаимодействия проявл-ся разнообр. связи между субъектами и объектами воспитания. Особенно распростр. информационные связи, проявл-ся в обмене инф-й между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи, коммуникативные связи, их еще называют связями общения между воспитателями и школьниками.

Процессуальными компонентами являются не сами педагоги и воспитуемые и не усл-я воспитания (это компоненты системы, в кот. протекает процесс), а цель (то, к чему стрем-ся обучение), задачи (проблемная ситуация с явно заданной целью, кот. необх. достичь), содержание (сумма знаний, ум., навык., соотнос. совр. сост. найчн. знаний, пед-ки переработ-х в общ. основы наук общественн. отнош.), методы (способ взаимод-я учит. и уч-ка, направл. на реш. пед. задач), средства (матер. поддержка уч. процесса) и формы (обол. для содержания, его внешн. выраж.) взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты.

Ведущим методологическим основанием для описания закономерностей в педагогике явл. диалектич-й системно-структурн. подход, позвол-й последовательно выявлять существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся, т.е. закономерн. связи пед. системы. Из анализа всех этих видов связей вытекают след-е закон-ти пед. процесса:

1. Пед. процесс в целом закономерно обусловлен потребн-ми и все возрастающими возможн-ми общ-ва развитого социализма в формировании всесторонне, гармонически развитой личности и социалистич-х коллективов.

2. Эффект-сть пед. процесса закономерно зависит от условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических).

3. В пед. процессе закономерно взаимосвязаны процессы обучения, образования, воспитания (в узком смысле) и развития, а также процессы воспитания и самовоспит-я, процессы пед. рук-ва и самодеятельности воспитуемых.

4. Эффективное функционирование пед. процесса закономерно завис. от единства действий всех субъектов воспитания.

5. Общественно обусловленные задачи воспитания закономерно завис. также от возрастных и др.ос-тей воспитуемых, ур-ня развития колл-ва.

6. Содержание конкретного воспитат-го процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.

7. Методы и ср-ва воспитания закономерно обусловлены его задачами и содержанием в конкр. ситуации.

8. Формы орг-ции пед. процесса закономерно обусловлены его задачами, содержанием, избранными методами и средствами воспитания.

9. Только целостный учет всех внешних и внутр. взаимосвязей пед. процесса закономерно обеспечивает достижение макс. возможных в данн. усл-ях результатов воспитания за отведенное время.

6. Образовательные парадигмы и их влияние на организацию педагогического процесса.

Педагогическая парадигма (греч. Paradeigma – пример,образец) – совок-ть научно-теор., методологических и ин. установок, принятых научн. пед-ким общ-вом на определенном этапе развития пед. науки и практики, которыми руков-ся в кач-ве образца (модели, стандарта) при решении пед. проблем. Они явл. культурным достоянием общ-ва, отражают уровень его культуры в целом. Выделяются следующие парадигмы: - знаниевая (идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деят-ти) и культурологическая (ориентирует образ-й процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения); - технократическая (орг-ция обуч. и воспитания на осн. репродуктивн. деят-ти обуч-ся) и гуманистическая (человек явл. высшей ценностью); - социетарная (принцип гос. управления общ-вом. Именно гос-во определяет хар-р и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо гос-й хар-р.) и человекоориентированная (человек явл. непреходящей ценностью); - педоцентристская (воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где осн-я роль отводится педагогу) и детоцентристская (создание благопр. усл-й для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных ос-тей, спос-тей и интересов).