logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

51.Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осоз­наваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером не­произвольных действий могут служить поступки людей в со­стоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, пред­варительное представление тех операций, которые могут обес­печить ее достижение, их очередность. Все производимые дей­ствия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осу­ществлении действия, при преодолении препятствий. Преодо­ление препятствий требует волевого усилия - особого состоя­ния нервно-психического напряжения, мобилизующего физичес­кие, интеллектуальные и моральные силы человека. роля про­является как уверенность человека в своих силах, как решимости совершить тот поступок, который сам человек считает целе­сообразным и необходимым в конкретной ситуации. «Свобода воли означает способность принимать решение со знанием дела».

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека возможно выделить 4 варианта проявления воли:

1) в легком мире, где любое желание выполнимо, воля прак­тически не требуется (желания человека просты, однознач­ны, любое желание осуществимо в легком мире);

2) в трудном мире, где существуют разнообразные препятствия, требуются волевые усилия по преодолению препятствий ре­альной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однознач­ности своих желаний и целей (простой внутренний мир че­ловека);

3) в легком внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внут­ренних противоречий, сомнений, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при приня­тии решения;

4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для пре­одоления внутренних сомнений для выбора решения и осу­ществления действий в условиях объективных помех и труд­ностей. Волевое действие здесь выступает как принятое к осуществлению по собственному решению осознанное, на­меренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии: 1) трудных ситуаций «трудного мира» и 2) сложного, противо­речивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут у человека не сформироваться, если условия жизни и вос­питания в детстве были неблагоприятные: 1) ребенок избало­ван, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир - воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам ре­шения. Родители, стремящиеся воспитать волю у ребенка, долж­ны соблюдать следующие правила: 1) не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для ус­пеха его деятельности; 2) активизировать самостоятельную дея­тельность ребенка, вызвать у него чувство радости от достигну­того, повышать веру ребенка в его способность преодолевать трудности; 3) даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку, и постепенно учить ребенка самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не решайте за ребенка школьного возраста, а лишь под­водите его к рациональным решениям и добивайтесь от него непреклонного осуществления принятых решений.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, свя­заны с функционированием мозга. Важную роль при осуществ­лении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в кото­рых, как показали исследования, происходит сличение достиг­нутого в каждый раз результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абу­лии - болезненному безволию.

Структура волевого действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных воле­вых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли. Волевые действия бывают простыми и сложными.

К простым относятся те, при которых человек без колеба­ний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов. В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможоностей достижения цели; 3) появление мотивов, утвер­ждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве ре­шения; б) осуществление принятого решения, 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Этап «осознание цели и стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то ее остается только познать, сформировав определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает на данном этапе тогда, когда у человека есть возможность выбора целей, по крайней мере, очередности их достижения. Борьба мотивов, которая возникает пpи осознании целей, - это не струк­турный компонент волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание - это существующее идеально (в голове человека) содержание потребности. Желать чего-либо - это прежде всего знать содержание побудительного стимула.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные значимые желания, одновременное удовлетворение которых объективно исключено, то происходит столкновение противо­стоящих, несовпадающих побуждений, между которыми пред­стоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой моти­вов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего напря­жение, вызванное борьбой мотивов на этом этапе, ослабевает. Этап «осознание ряда возможностей достижения цели» - это собственно мыслительное действие, являющееся частью во­левого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достиже­ния цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценно­стей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, веду­щие потребности. Здесь каждый из возможных путей прохо­дит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек понимает возможность легкого пути достижения цели (это по­нимание - один из результатов второго этапа), но в то же вре­мя в силу своих моральных качеств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это тоже человек понимает), но зато следование им больше соответ­ствует системе ценностей человека.

Результатом разрешения этой ситуации является следующий этап - принятие одной из возможностей в качестве реше­ния. Он характеризуется спадом напряжения, поскольку разре­шается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, спо­собы, последовательность их использования, т. е. осуществля­ется уточненное планирование. После этого начинается реализа­ция намеченного на этапе осуществления принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не осво­бождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуще­ствление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - это достижение конкретной цели; вто­рое связано с тем, что человек оценивает свои действия и извле­кает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Развитие и воспитание воли у детей

Воля развивается и формируется в процессе жизни, в результате воспитания и обучения. Так, уже на первом году жизни у ребенка в коре головного мозга образуются нервные связи, обеспечивающие целенаправленные движения в ответ на раздражения, идущие из внешнего мира. С конца первого года сигналом выполнения движений выступает слово. С возрастом слово приобретает решающее значение как "сигнал сигналов".

В конце первого и в начале второго годов жизни слово связывается с простейшими движениями головы, рук, поисковыми движениями глаз и т.д. Например, реагируя на слова "на", "дай", "иди ко мне", ребенок протягивает руки, тянется к взрослому. В трехлетнем возрасте ребенок совершает довольно сложные целенаправленные действия. Это оказывается возможным благодаря, во-первых, уже достаточному умению самостоятельно передвигаться, и во-вторых, относительно удовлетворительному владению речью. При выполнении ряда действий (взбираться на стул, снимать с себя одежду перед сном, идти на кухню и брать со стола чашку и т.п.) в силу их привычности ребенок не испытывает трудностей, поэтому он легко их выполняет. Если встречаются трудности, препятствия, трехлетний ребенок или прекращает действие, или просит помощи у взрослых.

К 7 годам воля дошкольника претерпевает в своем развитии существенные изменения. Дошкольники 6—7 лет могут уже самостоятельно поставить задачу, запланировать ход ее выполнения и в соответствии с планом решить (выполнить довольно сложные целенаправленные действия). Например, мальчик 7 лет под впечатлением увиденного у товарища рисунка решил сам нарисовать девочку — "Красную шапочку". Он приходит домой, достает альбом, карандаш, краски, наливает в стакан воду и приступает к рисованию. В процессе рисования он видит, что рисунок волка не получается — юный рисовальщик стирает резинкой линии, изображающие волка, и снова рисует волка и так до конца выполнения рисунка. Закончив через 30—40 минут рисунок, мальчик радостно бежит к товарищу, чтобы показать своп рисунок .

К концу дошкольного возраста у ребенка в основном сформировано умение контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Однако в этом возрасте можно встретить и яркое проявление недостатков, слабости воли, выраженных в упрямстве, негативизме.

Упрямство — это недостаток воли, проявляющийся в желании ребенка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью этих действий. Негативизм есть высшая степень проявления упрямства.

Негативизм ребенка проявляется в том, что он в ответ на любую просьбу, совет, требование отвечает противоположным образом.

С началом обучения в школе формирование воли у ребенка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем в нем есть немало и неинтересного, подчас даже трудного. В этих случаях необходимы во- левые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника.

У первоклассника изменяются мотивы поведения. Правда, они еще недостаточно устойчивы и обусловлены ближайшими перспективами. Активно формируются у учащихся начальных классов мотивы долга и ответственности перед учителем, своим классом, школой. Специфика учебной деятельности обусловливает необходимость обязательного проявления воли. На уроке ученик должен проявить умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные вопросы, усидчивость при выполнении однообразной и продолжительной работы, целенаправленность восприятия, внимани-ея, наблюдения, памяти. Так одновременно с общим психическим развитием младшего школьника развивается и его воля .

Условия обучения и воспитания в школе, начиная с начальных классов, предоставляют широкие возможности для успешного формирования у учащихся воли. Однако как отмечает психолог В.И.Селиванов, волевые действия учеников младших классов развиты все же недостаточно: наиболее сильными мотивами поведения" детей этого возраста являются непосредственные желания и чувства.

В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник еще не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника. Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние наличность школьника, воспитывая его волю. Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества. которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли создают занятия физкультурой и спортом.

В процессе учения, труда, накопления жизненного опыта у подростка накопился необходимый запас знаний, умений, позволяющий ему в беседе со взрослыми высказывать свои самостоятельные суждения, оценки явлений действительности. Он активно участвует в общественной жизни коллектива, стремится проявить себя в больших, "взрослых" делах, мечтает совершить героические поступки. Подросток чутко относится к поведению взрослых, своих товарищей, самостоятельно оценивает их, критически подходя ко всему, что окружает его. Однако стремление быть взрослым, обязательно "самостоятельным", и вместе с тем отсутствие большого жизненного опыта, недостаточное знание окружающего мира, общение с ним порождают много противоречий в психике, поведении подростка. С одной стороны, он может позволить себе спорить со взрослыми, убедительно, горячо и "серьезно" доказывать учителю новую теорию того или иного географического открытия, вычитанного в научно-популярном журнале, и одновременно стесняется в присутствии товарищей ласково называть маму "мама", называет ее "мам", "мамка" (как бы друзья не сочли его "маменькиным сыночком" и не засмеяли), начинает презрительно и высокомерно относиться к "девчонкам". Нередко подросток начинает курить (совсем "как взрослый") и одновременно часами может играть с маленьким братишкой-первоклассником в детские игры — "железную дорогу", "охоту" и т.д.

Обычно неуравновешенность в высказываниях, поведении подростка доставляет много хлопот взрослым, родителям, учителям, соседям. Требуется большой такт, внимание, хорошее знание психологии подростка и педагогических приемов воздействия на него, чтобы умело управлять им, развивая и воспитывая нужные качества, свойства характера, постепенно готовя к активной трудовой и общественной жизни.

Важную роль в развитии волевых качеств, сторон характера личности школьника играет изобразительное искусство, художественно-творческая деятельность. Действительно, задача самостоятельно разобраться в характере формы, пространственного положения, цветовой окраски, раскрыть красоту изображаемого объекта в процессе рисования с натуры, составления тематической композиции, задача обязательно завершить творческую работу ( а не просто: не получилось — можно выбросить этот рисунок и начать новый) требует проявления воли, развивает волю. Особенно необходимы терпение, целеустремленность, воля во время рисования на пленэре, когда организуются экскурсии, походы, специальные выходы юных художников для рисования в парк, в лес, на стройку и когда подростки вынуждены нести "неудобные" и тяжелые этюдники, папки с бумагами, вынуждены постоянно прерывать работу из-за изменчивости погоды .

Анализ изображенных на картинах сцен героизма, мужества, смелости способствует формированию у подростка целенаправленности, настойчивости, решительности, самостоятельности, убежденности в своей правоте. В свою очередь, наличие волевых черт характера необходимо в успешном формировании убеждений, системы взглядов на реальность, окружающую действительность, необходимо для высоконравственного поведения личности, всей ее практической деятельности, в которых отражается мировоззрение человека.

В старшем школьном возрасте достаточно высоко развиты самосознание и самооценка, что существенно влияет на самовоспитание старшеклассника, и прежде всего на самостоятельное, целенаправленное воспитание воли. В воспитательной работе с подростками и учащимися старших классов особое значение имеет такт, индивидуальный подход.