1)Цели урока.
В современной дидактике, на которую опирается методика обучения географии, выделяют 4 группы задач:
Задача усвоения знаний.
Формирования умений.
Воспитание творческих способностей.
Задачи, связанные с достижениями эмоционального отношения к тем ценностям, которые воплощены в изучаемом материале.
Эти задачи рассматривают как способы, методы и средства достижения целей, стоящих перед темой, разделом, курсом.
Цели традиционного урока связаны с усвоением школьниками знаний и умений, воспитание при этом осуществляется спонтанно по ходу обучения.
Цели современного урока - формирование и развитие личности школьников в опоре на использование всех компонентов образования. Они направлены на развитие мотивов учения, мышления и способностей школьников, на развитие восприятия, памяти, речи, воображения.
При постановке целей конкретного урока необходимо ответить на три вопроса:
Что должно быть усвоено?
Какие особенности личности они обеспечивают, развивают?
На какие ценности должно быть ориентировано содержание?
Цели урока - это система ценностей, которую надо сформировать у учащихся, стремиться воспитать такие качества, как: социальная активность;
умение осмыслить события, окружающую действительность, принимать самостоятельные решения.
2. Второй показатель различия - изменение роли и функций учителя на уроке.
На традиционном уроке основная функция учителя - передача учебной информации и создание условий для ее усвоения (активен лишь учитель: объясняет, ведет беседу, демонстрирует наглядные средства обучения, а школьники выполняют его указания).
На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определять цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает задания, консультирует.
Главное на таком уроке - самостоятельная познавательная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем.
Итак, основа обучения на современном уроке – самостоятельная деятельность школьников.
3.Третий признак – изменение отношений между учителем и учащимися, атмосфера сотрудничества.
На традиционном уроке – авторитарный стиль общения. Современный урок характеризуется сотрудничеством учителя и школьников в выборе различных форм проведения урока, теоретических и практических видов деятельности, оценки результатов учебного труда.
Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке побуждает к активному усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к ценностями, которые воплощены в изучаемом материале.
Сотрудничество может быть выражено в передаче некоторых функций учащимся; например, при проверке знаний и умений, планировании изучения отдельных тем, консультировании товарищей.
- Лекция №1
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2.Различия между традиционным и современным уроком.
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2. Различия между традиционным и современным уроком.
- 1)Цели урока.
- 4. Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.
- Лекция №2
- 3.Подготовка учителя к уроку.
- 1.Типология уроков географии.
- 2.Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии
- Лекция №3 Нетрадиционные уроки географии. Новые методические приемы.
- 1. Классификация уроков
- Лекция №4
- 1. Школьная лекция
- 2.Практикум
- 3. Урок диалог
- 5. Урок зачет
- Лекция №5
- 2. Модульная технология
- 3. Технология применения опорных сигналов (лос и лок)
- 4. Игровая технология
- 5. Технология проектной деятельности
- 1.Принципы обучения географии
- 2.Цели экологического образования.
- 3.Экологическое содержание школьной географии.
- 4.Основные пути экологизации географического образования
- Лекция №7 Система средств обучения географии
- Географическая карта и методика работы с ней.
- 2.Содержание картографических знаний в школьной географии.
- 3.Формирование умений работы с картами.
- 1.Практические работы и методика их проведения
- 2.Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения географии.
- Межпредметные связи в обучении географии. Значение, функции, виды
- 2.Реализация межпредметных связей как условие формирования мировоззрения
- 3. Опорные, сопутствующие, перспективные межпредметные связи
- Изучение причинно-следственных связей и общих географических закономерностей
- 2.Формирование знаний об общих географических закономерностях
- 1.Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии
- 3.Географическая площадка
- 1. Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии.
- 3. Географическая площадка.
- 9 Класс.
- 1) Называть и (или) показывать;
- 2) Определять(измерять);
- 3)Описывать;
- 4) Объяснять;
- 5)Прогнозировать;
- Основные виды проверки