logo search
АФК, пособие

2.3.6. Принципы адекватности, оптимальности

и вариативности педагогических воздействий

Эти принципы вытекают из признания основополагающего постулата: движение, двигательная активность для людей с ограниченными возможностями и инвалидов это объективное и жизненно необходимое условие существования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совершенствования индивидуальных возможностей. Двигательная активность направлена в конечном счете на изменение состояния организма, приобретение нового уровня физических качеств и способностей. В основе этих изменений лежит фундаментальное свойство всего живого – способность к адаптации, приспособлению к внешним воздействиям. Это свойство является главным в обеспечении жизнеспособности организма, в обеспечении его выживания и саморазвития при непрерывно меняющихся условиях внешней среды, а также при изменяющихся состояниях самого организма (Бальсевич В.К., Запорожанов В.А., 1987).

Несмотря на общие физиологические механизмы адаптации, процесс приспособления лиц с ограниченными возможностями к мышечной деятельности носит сугубо индивидуальный характер, обусловленный необходимостью изменения содержания двигательной активности, ограничения в режимах и нормировании педагогических воздействий, тонкого регулирования физической нагрузки и отдыха, переключения на разнообразные виды деятельности и т.п.

Педагогические принципы адекватности, оптимальности и вариативности как раз и отражают специфику педагогической деятельности, обусловленную закономерностями индивидуальной адаптации к мышечной работе инвалидов и лиц с нарушениями в развитии.

Принцип адекватности педагогических воздействий означает, что выбор средств, методов, методических приемов обучения соответствует функциональному состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации. Поэтому принцип адекватности предусматривает учет следующих факторов:

– тяжесть основного дефекта, сопутствующие заболевания и вторичные нарушения;

– возрастные особенности: степень отставания физического и психического развития, сенситивные периоды и зоны ближайшего развития;

– состояние локомоторной функции, способы перемещения (в коляске, на костылях, с тростью, с помощью, самостоятельно);

– сохранность сенсорных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и др.);

– сохранность интеллекта, психических функций, особенности общения, поведения;

– способность к обучению, наличие двигательного опыта;

– предрасположенность, интерес и природные задатки к тем или иным видам физических упражнений.

Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также нагрузка, которая и должна соответствовать оптимальным реакциям организма. Специфическим выражением оптимума в работе с инвалидами является формула «помоги, не повредив», что означает создание наиболее благоприятных условий для реализации функций (Колбанов В.В., 1998).

Принцип вариативности означает бесконечное многообразие содержания и возможностей адаптивной физической культуры. Смысл вариативности состоит не только в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии, особенно дети, испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения. Поэтому разнообразие двигательной деятельности в процессе адаптивной физической культуры хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.

В практической деятельности принцип выражается в варьировании:

1) физических упражнений: упражнения - образы с ориентировочной основой действий; дробное выполнение упражнений;

имитационные упражнения (подражание движениям насекомых, животных и т.п.); стандартные, упрощенные и усложненные двигательные действия; упражнения на тренажерах и др.;

2) элементов техники физических упражнений: исходного положения, темпа, ритма, усилий, скорости, направления, траектории, амплитуды и т.п.;

3) методов и методических приемов словесного и звукового воздействия:

– устные – беседа, объяснение, указание, замечание, просьба, команда, оценивание, поощрение и др.;

– звуковые – музыкальное сопровождение, звуковые сигналы (колокольчик, свисток, звонок, метроном, озвученный мяч, звуколидеры и т.п.);

– считывание с карточек, дактильная речь (для людей с нарушением слуха);

4) методов и методических приемов показа:

– показ натуральных статических поз и динамических движений в разных экспозициях, с разной скоростью, на разном расстоянии;

– показ, сопровождающийся объяснением, мимикой, жестами, дактильной речью;

– демонстрация наглядных пособий – плоскостных и объемных, видеофильмов и т.п.;

– тактильное сопровождение движений – ощупывание предметов, снарядов, рельефных рисунков и т.п. (для незрячих);

5) внешних условий выполнения упражнений: оказание помощи, страховки, сопровождения, разгрузки (в воде, на парашютных подвесках), упрощение и усложнение внешней среды, применение ограничителей, сопротивлений, отягощении;

6) сенсорных ощущений: тактильных, кожных, зрительных, слуховых, вестибулярных при выполнении физических упражнений;

7) способов регулирования эмоционального состояния занимающихся: внушение, медитации, психотренинги, подвижные, сюжетные игры, игры-сказки, пальчиковые игры, игровые задания, эстафеты, полосы препятствий и др.;

Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуальными особенностями, функциональным состоянием занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должен соответствовать принципам адекватности и оптимальности.

Контрольные вопросы и задания

1. Знания каких смежных дисциплин лежат в основе специфических принципов адаптивной физической культуры?

2. Раскройте комплексный характер диагностирования.

3. Учет каких клинических, психических, педагогических и др. показателей имеет существенное значение для реализации программ адаптивной физической культуры?

4. В чем выражаются признаки дизонтогенеза аномального развития?

5. Какое значение для адаптивной физической культуры имеют принципы дифференциации и индивидуализации, и в чем они заключаются?

6. В чем заключается принцип коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса как ведущий принцип специальной педагогики?

7. Какие показатели двигательной сферы являются объектом педагогической коррекции и развития средствами адаптивной физической культуры?

8. В чем заключается компенсаторная направленность педагогических воздействий?

9. В чем проявляются возрастные особенности физического и психического развития ребенка?

10. В чем заключается единство онтогенетического хода развития здорового ребенка и с нарушениями в развитии?

11. Почему в адаптивной физической культуре необходимо максимально использовать сенситивные периоды развития?

12. Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», и какое значение они имеют для адаптивного физического воспитания?

13. Что означает принцип адекватности педагогических воздействий в адаптивной физической культуре?

14. Что означает принцип оптимальности педагогических воздействий в адаптивной физической культуре?

15. В чем состоит принцип вариативности педагогических

воздействий?

16. Какие приемы вариативности используются в процессе занятий физическими упражнениями с детьми-инвалидами?