logo search
Педагогика-пособие

Лекция 13 Школьное самоуправление: вчера, сегодня, завтра

«Самодеятельность – очень острое оружие:

деятельность, совершаемая по внутреннему побуждению,

обязательно отражается в чертах личности»

/Т.Е. Конникова/

Цель – сформировать у студентов представления о возможных вариантах организации самоуправления в классе, школе

План лекции

1. Понятие «самоуправление», «школьное самоуправление».

2. Самоуправление и российская школа.

3. Правовые основы организации школьного самоуправления.

3. Модель школьного самоуправления.

Основные понятия: самоуправление, школьное самоуправление.

  1. Понятие «самоуправление», «школьное самоуправление»

  1. Составители «Педагогического энциклопедического словаря» [347] определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение детей к управлению делами своего класса, своей школы [25] В.М. Коротов [22] рассматривает самоуправление, как метод организации воспитательного коллектива, а уральский ученый И.А. Филиппова о том, что «самоуправление создается для участия детей в управлении и руководстве делами своего коллектива; предполагает создание системы органов управления, четкого определения функций каждого органа, прав и обязанностей каждого члена коллектива: детей и взрослых; в самоуправлении должно найтись дело для каждого, причем дела эти не выдумываются, а вытекают из нужд коллектива и интересов детей; позиция взрослых – требовательность, доверие и уважение к каждой личности, независимо от возраста и положения в коллективе» [65, c. 120 – 121].

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как самостоятельные или осуществляемые совместно с родителями, педагогами действия школьников по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классном коллективе, направленные на создание благоприятных условий для их общения и развития.

Самоуправление в школе находится в непрерывном развитии. Самоуправление – непременный признак коллектива. Чем совершеннее самоуправление, тем совершенней коллектив Самоуправление – это зона разнообразных социальных отношений. Включая детей в разнообразные отношения взаимозависимости, самоуправление формирует особую атмосферу в классе, в школе, реализует идею «защищенности» каждого. Истинное детское самоуправление – это организация гуманистических, полноправных человеческих отношений подростков друг с другом в различных видах и формах совместной деятельности, когда каждый испытывает в коллективе защищенность, духовный комфорт.

Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, других. Задача демократического самоуправления – найти механизм и организаторской, и творческой работы для всех, начиная с возникновения замыслов, планирования деятельности и кончая подведением итогов.

Целевые ориентиры самоуправления:

1) содействовать развитию ребенка;

2) организовать эффективное функционирование учебной группы;

3) формировать у учащихся готовность и способность выполнять систему социальных ролей человека.

Итак, самоуправление необходимо не ради тренировки организатора, но и дающее образ демократической жизни, развивающее гражданское достоинство и ценностные представления воспитанников.