logo search
модуль теория воспитания и обучения

Основные положения теорий развития личности

 

Одной из ключевых и сложных проблем педагогической теории и  практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Вероятно, со времени осознания своего положения в природе человеку интересно было знать, почему люди неодинаковы. В решении этого вопроса издавна наметилось два направления, в основе своей они сохранились и до наших дней. Достаточно последовательно они были разъяснены уже в Древней Греции.

Демокрит (V-VI вв. до н.э.) утверждал, что люди становятся такими, какие они есть, более от упражнений, чем по какой-либо другой причине, т.е. судьба человека, его успехи в жизни зависят больше всего от него самого, от его деятельности.

Платон (IVв. до н.э.) высказывал другое мнение по данному вопросу. Он утверждал, что люди от природы, от рождения неодинаковы, а их развитие определяется тем материалом, который получила душа человека еще до его рождения. Поэтому нет причины обучать тех, которых научить невозможно вследствие отсутствия у них природных возможностей усваивать науки.

Проведем краткий анализ теорий развития личности. Посмотрим, чем они сходны и чем отличаются.