26.Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.
Развивающие и воспитывающие возможности деятельности значительно возрастают, если она специально организуется как коллективная и творческая, если она направлена на удовлетворение потребностей общества и в то же время учитывает интересы и потребности воспитанников (И.П. Иванов).
Анализ, прогноз и проект - неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений. Продуктивность решения стратегических, тактических и оперативных задач в равной мере обусловливается качеством технологии конструирования вне зависимости от того, был ли проект как ее результат заранее зафиксирован на бумаге в форме плана (плана-конспекта, конспекта) или нет.
Логическим итогом технологии конструирования воспитательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или сценария в зависимости от опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов организации воспитательной деятельности школьников, учитель имеет возможность обращаться к имеющимся рекомендациям.
Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.
Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действительно стала важнейшим воспитывающим фактором, силами педагогов должны систематически приниматься меры, в том числе превентивные, упреждающие (отсюда - мероприятие), корректирующие и направляющие течение педагогического процесса. Цель любого мероприятия с позиций педагогов - формирование того или иного отношения личности (к труду, обществу, учению и т.п.).
В технологии коллективного творческого воспитания такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий. Первые три (предварительная работа воспитателей, коллективное планирование КТД и коллективная подготовка КТД) рассмотрены в предыдущей теме "Технология конструирования педагогического процесса".
Подготовка мероприятия (КТД) предполагает на своем завершающем этапе строгое распределение ролей на период его осуществления (кто за что отвечает, что делает каждый), определение места и времени его проведения. Само же проведение мероприятия связано уже с четвертой стадией. Она предполагает, в свою очередь, три этапа: начало, основную часть и окончание.
Начало мероприятия как организационный момент (по аналогии с уроком) должно вызвать определенный психологический настрой воспитанников. В качестве средств здесь могут выступать песня, вступительное слово педагога или ведущего, музыка и др.
Основная часть мероприятия отдается осуществлению запланированной предметной деятельности, объем которой должен соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам. Применительно к этой части не может быть никаких других регламентаций и ограничений.
Окончание, так же как и начало мероприятия, - обязательный этап в его проведении. Здесь могут использоваться те же средства. Главное, чтобы они упрочили вызванное основной частью чувство удовлетворенности фактом причастности к коллективу, а также личностной значимости переживаний.
Пятая стадия технологии коллективного творческого воспитания - коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общее собрание коллектива или специальный сбор-"огонек", посвященный результатам данного дела. Во многих случаях после проведения мероприятия достаточно простого обмена мнениями: что получилось, а что не совсем, что учесть на будущее.
Технология коллективного творческого воспитания не завершается подведением итогов. На шестой стадии, тесно сливающейся по времени и содержанию с предыдущей, определяются ближайшие перспективы КТД, выполняются те решения, которые были приняты на общем собрании, вносятся изменения в чередующиеся творческие поручения микрогруппам и отдельным учащимся, задумывается и подготавливается новое коллективное творческое дело.
Технологию коллективной творческой деятельности, в которой аккумулирована технология коллективного требования к личности, нельзя абсолютизировать, тем более уповать на нее как на универсальное средство, когда коллектив еще не сформирован. Если большие мероприятия могут быть 3 - 4 раза в году, то ежедневно педагог проводит те или иные малые мероприятия, решает множество более или менее сложных педагогических задач, выражая в той или иной форме требования общества к личности.
Воспитательная технология Щурковой Н.Е.
Первый принцип (ценностных ориентаций) требует от педагога- воспитателя наполнения взаимодействия с детьми ценностным содержанием. В большинстве школ края организована методдеятельность по разработке "модели выпускника", "правил чести школьника", "кодекса нравственности" и других форм, ориентирующих на высшие ценности общечеловеческой культуры: человек, труд, жизнь, познание, природа, общение и т.д.
Второй принцип (субъективности) направляет внимание педагога на пробуждение и инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных действий, поведения, своей жизни. Это требует умения вести диалог, выводить на диалог, выстраивать "диалог» детей с миром и культурой... , развивать диалог с самим собой, чтобы, в итоге, ребенок вырастал субъектом, вполне осознающим себя в этом мире и могущим производить свободный выбор, за который может нести ответственность, только в диалоге и через диалог формируется жизненная позиция, осознание связи своего "Я" с миром" - это утверждение Н.Е. Щурковой. разработанные ею студийные занятия и новые технологии воспитания.
Третий принцип (данности) определяет такое отношение к ребенку. когда его принимают как безусловную ценность, уважительно относясь к истории его жизни, развития, специфике личностного становления. Это особенно важно, если исходить из того, что воспитание - целенаправленный процесс управления развитием личности. Очевидна необходимость тонкого прикосновения к индивидуальности, проведения границы между чертами характера и действиями, вызванными различными обстоятельствами. Чтобы не стереть уникальные черты, неповторимость проявлений, но не дать возможность перейти границы разумного отношения к ребенку, за которыми - своеволие, анархия, вседозволенность, нужны специальные знания, умения, навыки в работе. Вот почему так необходима сегодня психологизация образования, введение не только должности практического психолога в каждую школу, но и социального педагога, валеолога, узких специалистов по вопросам воспитания. Эти вопросы находятся в стадии решения, идет подготовка специалистов в вузах края, действует целая сеть курсовой подготовки и переподготовки кадров в системе непрерывного образования.
Технология индивидуального рефлексивного воспитания, описанная Н.П.Капустиным, позволяет таким образом организовать совместную деятельность участников учебно-воспитательного процесса, в ходе которой происходит актуализация накопившихся проблем, осмысление собственных неудач и ошибок, осознание ответственности за принимаемые решения, разрабатываются стратегии поведения на будущее. Для технологии и методики индивидуального воспитания используется форма ситуационного классного часа. Ситуационный классный час конструируется с использованием следующих технологических компонентов:
Цель (классный руководитель сообщает тему и цель).
Информация (сообщает учитель или лидер класса).
«Я-позиция» (выявляется причина «Я-позиции», учащиеся по кругу отвечают на вопросы).
«Я-позиция» и общественно значимая норма (работа в группах).
Проведение дискуссии (группы и отдельные учащиеся высказывают свои мнения, точки зрения, позицию).
Рефлексия (дети отвечают по кругу).
Свободный выбор (советы классного руководителя учащимся).
Мотивация (заключается в поддержке вниманием, помощью, заботой тех учащихся, которые на классном часе приняли решение исправить что-то в своём поведении).
Мониторинг (наблюдение, отслеживание изменений в поведении детей).
Основу технологии составляет структура развивающего метода, поэтому проведение «круглых столов», дискуссий, диспутов, мозгового штурма является неотъемлемой частью данной методики. По мнению У. Глассера, проведение дискуссий по важным и актуальным для учащихся проблемам на классных собраниях способно изменить поведение целой группы детей. Отсутствие наказаний, «чтения нотаций» даёт вести захватывающий диалог и служит почвой для более радостных и открытых взаимоотношений между детьми и учителями. Можно предложить следующие темы для проведения ситуационных классных часов: «Я и школа», «Наши отношения в классе», «Об опозданиях и пропусках занятий», «Листая свой школьный дневник …», «Я попал в конфликтную ситуацию», « Как достичь взаимопонимания?» и др.
- 1. Сущность и специфика педагогической профессии. Представления о перспективах педагогических профессий, педагогических специальностях и условиях профессионального становления педагога.
- 2. Аксиологические основы современной педагогики. Сущность гуманизации образовательного процесса. Современная этика отношения к детству.
- 3. Характеристика современной дидактической концепции.
- 4. Этические, педагогические и психологические основы взаимодействия образовательного учреждения с родителями и семьями учащихся.
- 5. Содержание приоритетных стратегий воспитания. Актуальные проблемы воспитания молодежи и формирования мировоззрения в системе профессионального обучения.
- 6. Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения. Возможность их взаимодействия с воспитательной системой образовательных учреждений.
- 7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.
- 8. Становление принципов в истории педагогики. Характеристика современной системы педагогических принципов.
- 9. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения.
- 10.Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования.
- 13.Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.
- 14.Специфика лекционно-семинарской формы обучения в современном образовательном процессе. Возможности ее эффективного и целесообразного применения в условиях профессионального обучения.
- 15.Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.
- Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций)
- 16.Сущность и специфика проблемного обучения и возможности его реализации в системе профессионального обучения.
- 17.Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развития экономических понятий.
- 19.Методы стимулирования и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся раннего юношеского возраста.
- 20.Средства профессионального обучения. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.
- 21.Сущность и специфика дистанционного образования. Средства новых информационных технологий в процессе профессионального обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования.
- 22.Педагогическая диагностика воспитанности личности и коллектива. Критерии оценки достижения планируемых результатов воспитания молодежи и личностного развития обучающихся.
- 23.Контроль в процессе профессионального обучения. Система методов контроля эффективности образовательного процесса.
- 24.Различные подходы к оценке результатов обучения. Система контроля в системе профессионального обучения. Влияние оценки и отметки на личностное развитие учащихся раннего юношеского возраста.
- 25.Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий. Современные модели обучения.
- 26.Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.
- 27.Технология педагогического проектирования в условиях профессионального обучения.
- 28.Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.
- 29.Концепция свободного воспитания: история и современная интерпретация.
- 30. Характеристика гуманистических образовательных систем, известных в истории педагогики (по выбору студента).
- 31. Роль и место реформ в истории отечественной педагогики. Современные тенденции развития образования в мире. Сущность процесса модернизации российского образования.
- 33. Педагогика и психология как науки и виды практической деятельности. Роль психологии в образовании и возможности влияния на повышение качества обучения.
- 35.Сущность исследовательской функции психолого-педагогической деятельности. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
- 37.Психологическая характеристика речевой деятельности, требования к речевой компетентности педагога в условиях профессионального обучения.
- 38.Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками, юношами и взрослыми как субъектами профессионального обучения.
- 39.Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие учащихся. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися различного возраста.
- 40.Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.
- 41.Характеристика уровней развития класса как малой группы. Методы работы педагога, способствующие сплочению группы, развитию самоуправления, инициативы учащихся.
- 43.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте, определяющие особенности организации профессионального обучения.
- 45.Мотивация учебно-профессиональной и профессиональнопедагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.
- 46.Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в профессиональном обучении.
- 47.Развитие воображения и творческих качеств личности как приоритетная психолого-педагогическая задача.
- 48.Память как познавательный процесс, психолого-педагогические условия развития памяти.
- Характеристика процессов памяти
- 3. Использование игры, небольших представлений и инсценировок
- 4. Фантазирование
- 51.Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе.
- 52.Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.
- 53.Понятие о способностях личности, их природе и условиях развития. Структура и развитие педагогических способностей.
- Базовые педагогические способности
- 54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.
- Виды возраста
- 55. Психологическая характеристика юношества как основание проектирования и осуществления образовательного процесса в профессионально-педагогических учебных заведениях.
- 56. Познавательные ресурсы личности в юношеском возрасте. Развитие умственных способностей в процессе обучения экономике.
- 57.Психологические ресурсы взрослого как обучающегося в системе профессионального образования. Психологические принципы обучения взрослых.
- 58. Психологическое обоснование технологий развивающего обучения. Специфика их реализации в системе профессионального обучения.
- 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
- 59. Функции и организационные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников. Профильное обучение как пространство личностного самоопределения старшеклассников.
- 60.Планирование и организация профориентационной работы, классификация профессий, современный мир профессий и тенденции его развития как одно из оснований профориентации.