18. Учебная деятельность.
Учебная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на усвоение достижений науки и культуры, накопленных человечеством. Учебные предметы не даны как кубики, с которыми можно манипулировать. Все они абстрактны, теоретичны. Предметы науки и предметы культуры - это особые предметы, с которыми надо научиться действовать.
Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребенок, сам субъект, осуществляющий эту деятельность.
Учебная деятельность есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, чем я был и чем я стал. Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна быть сформирована. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу,не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Процесс учения должен быть
построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе, т. е. необходимо сформировать познавательную мотивацию.
Структура учебной деятельности по Д. Б. Эльконину:
1) мотивация учения - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;
2) учебная задача, т. е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;
3) учебные действия - те, с помощью которых усваивается учебная задача, т. е. все те действия, которые ученик делает на уроке (специфические для каждого учебного предмета и общие);
4) действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;
5) действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи. На начальных этапах учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев. Развитая форма учебной деятельности есть такая форма, в которой субъект самостоятельно ставит перед собой задачи собственного изменения.
- 17. Особенности психического развития младшего школьника.
- 18. Учебная деятельность.
- 19. Особенности психофизического развития подростка
- 20. Психологическая характеристика подросткового кризиса.
- 21. Основными новообразованиями в подростковом возрасте
- 22. Ведущая деятельность в подрастковом возрасте.
- 25. Общая характеристика процесса обучения.
- 26. Проблема соотношения обучения и развития в психологии.
- 28. Факторы, влияющие на процесс обучения.
- 29. Программированное обучение
- 30. Принципы обучения в системе Занкова.
- 32. Теории поэтапного форм-я умств. Действий (Гальперин)
- 33. Психологические основы проблемного обучения.
- 34. Понятие уч.Деятельности. Мотивация уч.Деятельности.
- 35. Стр-ра уч.Деятельности.
- 36. Обучаемость как важнейшая хар-ка субъекта уч.Деятедлности.
- 37. Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.
- 38. Типы неуспевающих школьников.
- 39. Педогогическая содержание оценки. Виды пед.Оценки.
- 40. Психологическая сущность воспитания.
- 41. Психологические условия успешности воспитания.
- 42. Психология самовоспитания.
- 43. Общая хар-ка пед.Деят-ти. Стр-ра пед.Деят-ти.
- 44. Общие и специальные способности педагога
- 45. Эффективность деятельности учителя и критерии оценки.
- 46. Индивидуальный стиль пед. Деят-ти и основные его проявления.
- 48. Психолого-пед. Сопровождение учебно-воспитательного процесса.