Лекция №7 Система средств обучения географии
План:
Значение и функции средств обучения.
Классификация средств обучения.
Требования к средствам обучения.
Электронно-вычислительная техника в обучении географии.
Работа со статистическими показателями.
Географические картины и работа с ними.
Кабинет географии.
Значение и функции средств обучения.
Средства обучения представляют собой многогранный учебный комплекс, функционирующую систему, подчиненную определенной структуре.
Систематическая работа со средствами обучения является важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Средства обучения выполняют разные функции, направленные на стимулирование, активизацию познавательной деятельности, на развитие интереса и мышления, других качеств личности.
Основные дидактические воспитывающие и развивающие функции средств обучения:
1.Функия наглядности.
Наглядность обогащает круг географических представлений учащихся, делает обучение более доступным, развивает наблюдательность, мышление и познавательные способности детей, помогает более глубокому усвоению учебного материала.
2.Функция дополнения, расширения и углубления знаний учащихся об изучаемых географических объектах и явлениях.
Средства обучения используются в качестве источника знаний. В географии основу знаний составляют:
-географические представления;
-географические понятия;
-закономерности и причинно-следственные связи.
Образы, сформированные с помощью разных средств обучения, есть обобщенные представления. Обобщенные представления соответствуют общим понятиям.
3.Функция обеспечения операционной деятельности учащихся.
Эта функция проявляется в процессе формирования практических умений и навыков:
-съемки местности,
-ориентирования на местности,
-работы со статистическими материалами.
Совокупность действий, выполняемых в ходе практических работ, представляет операционную деятельность.
4.Функция управления учебно-познавательной деятельностью.
В зависимости от выбранного метода, учитель целенаправленно использует и средства, воздействуя на аналитико-синтетическую деятельность.
5.Функция управления учебно-воспитательным процессом.
Учащиеся просматривают фильм и отвечают на вопросы. Учитель ориентирует деятельность.
6.Функция воспитывающая.
7.Функция развивающая, учащиеся наблюдают, выделяют главное, анализируют.
Например, домашнее задание «Восточно-Европейская равнина» и «Западно Сибирская низменность», учащиеся устанавливают сходства и различия.
Средства обучения в процессе изучения позволяют:
-конкретизировать глубину, логику раскрытия учебного материала,
-обеспечить учебный процесс источниками знаний и средствами выполнения практических работ,
-сделать обучение более образным и ярким,
-руководить познавательной мыслительной деятельностью,
-учитывать воспитывающее воздействие обучения на формирование личности школьника.
Классификация средств обучения.
Представим две классификации:
С.Г. Шапаваленко (как эталон для всех школьных предметов).
В.П. Голова (по географии).
Средства, обеспечивающие операционную деятельность учащихся (формирование практических умений)
Средства для анализа и воспроизведения географических явлений Средства для измерительных работ
Приборы (метеорологические, гидрологические, угломерные Инструменты и приспособления для линейных измерений
Выделяют информационные средства обучения ( учебно-методические пособия для учителя, научная литература, словари, справочники, инструктивные материалы):
- учебные пособия для учащихся (учебники, книги для чтения, тетради на печатной основе, сборники для самостоятельных работ, раздаточный дидактический материал);
- наглядные средства обучения (Натуральные объекты в природе, гербарии, коллекции, чучела, образцы горных пород). (Средства воспоизвдящие объекты и явления, картины, таблицы, фотографии, диски, Кино и видеофильмы);
- технические средства (компьютеры, интерактивные доски, видиомагнитофоны)
-натуральные объекты служат образованию непосредственных представлений;
-служат формированию конкретных представлений;
-служат развитию воображения, раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности пространственного размещения.
Требования к средствам обучения.
Требования необходимые для моделирования конструирования урока, позволяют обоснованно отбирать средства обучения:
-научно-педагогические,
-технические,
-гигиенические и техника безопасности,
-специфические, обусловленные содержанием предмета.
По отношению к различным видам средств обучения общие и специфические требования носят избирательный характер. Например, учебным книгам присущий высокий уровень идейности, систематичности, доступности в изложении материала. Фотоизображениям присуща изоморфность , картинам-наглядность. К плоскостным средствам обучения относятся изображения объектов и явлений природы, выполненные с помощью фото или полиграфической техникой, должны быть доступными для усвоения:
-учебные картины (сложные, видовые) должны быть интересными и ярко выраженными характерными особенностями.
-модель должна иметь сходство с изображением объектов с сохранением пропорции.
-учебный фильм (3-5 минут).
-учебник должен соответствовать современным урокам географии и методической науки.
-иллюстрации учебника должны усиливать и дополнять познавательные и воспитательные функции текста, быть выразительными.
-текстовые карты должны соответствовать учебнику, должны быть яркими и контрастными.
-для таблиц следует отбирать учебный материал, требующий группировки, сравнения, обобщения, показа функционирующих сторон изучаемых объектов.
-таблицы, картосхемы должны содержать только однородную информацию: цифровые таблицы, смешанные (геохронологические).
Дидактические функции учебника:
-информационная,
-трансформационная,
-систематизированная,
-самообразовательная,
-интегрирующая,
-координирующая,
-развивающая и воспитывающая,
-закрепление знаний и контрольные работы.
Для формирования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях используются натуральные объекты.
Карты - формируют пространственные представления о размещении природных и социальных объектов и явлений. Дидактические функции карты - формирование чувственных образов, объектов, явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых географических знаний, позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительности, что способствует формированию географических понятий.
Кино-видео позволяет воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности; осуществить анализ предметов и явлений с присущим динамизмом; показать за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности; позволяет моделировать явления.
Вывод: различные виды средств обучения являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Усвоение географических знаний и умений опираются на разнообразные средства обучения.
Электронно-вычислительная техника в обучении географии.
Компьютерная техника может передавать информацию числовую, графическую, текстовую; предложить вопрос, или задание; оценить ответ и т.д.
Направление применения электронно –вычислительной техники:
Банк справочного материала.
Средство управления учением ученика через подачу опорных логических обоснованных порций информации, заданий.
Как тренажер для учащихся при овладении ими знаниями и умениями.
Как динамическое средство условной наглядности.
Как средство контроля.
Как средство организации игровой ситуации.
Как средство, способствующее научной организации учебного труда.
Исходя из особенностей географии и дидактических функций, большое значение имеет проведение самостоятельных и практических работ. Методистами рекомендованы следующие работы:
- В 6 классе (тренировка в определении географических координат, с помощью градусной сетки) определение средней температуры, построение графиков температур, облачности и осадкой.
-В 7 классе (тестовая проверка знаний географического положения материка, определение по климатическим характеристикам типа климата, определение названия реки по данным географических координат, характеристика течения, типа питания и режима) создание программ из 2-ух модулей (1.моделирующего: схема общей циркуляции атмосферы и распределение климатических поясов; 2.контролирующего усвоение этих знаний).
-В 9-10 классах- оценка обеспеченности мира природными ресурсами, этнический состав мира.
В настоящее время в образовательном пространстве имеются электронные мультимедийные издания, где представлена высококачественная графика, слайды, видеоролики, звуковое сопровождение. Один из видов образованных продуктов - электронные энциклопедии, необходимые как источники информации для подготовки любого проекта. Учителя используют телекоммуникационные сети - типа интернет, включающие в себя: образовательные ресурсы www (всемирная паутина); E-mail (электронная почта); телеконференции (использование в проведении дистанционных исследовательских проектов.
Использование интерактивной доски - как вида компьютерной технологии сочетает в себе уникальные возможности для вывода на нее любой информации с компьютера, произвольного дополнения на выведенное изображение ручными заметками, комментариями.
Это помогает сконструировать внимание учащихся для разностороннего глубокого изучения материала, развития познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Работа со статистическими показателями.
Значение статистических показателей:
-служат источником точного фактического материала, имеют самостоятельное значение и нуждаются в специальном запоминании.
-Это данные о размерах России.
-величине средней температуры января и июля.
- высоты горных вершин.
Главное – сделать правильные выводы, обобщение, т.е. правильно использовать цифровые данные.
Статистические данные используют как самостоятельный источник знаний. Учебники 9 и 10 класса содержат дополнительный материал для самостоятельной работы с цифрами.
Цифровые данные могут стать основой для проблемной ситуации, организации частично-поисковой и исследовательской деятельности, способствуя тем самым развитию их познавательной самостоятельности.
Цифровые показатели могут иметь подчиненное значение, они используются для подтверждения выдвинутых учителем положений.
В курсе географии России при изучении общего обзора полезны экономические расчеты. Цель: путем экономического анализа с использованием цифровых данных доказать преимущество одного экономического решения перед другими. Все показатели можно разделить на группы:
-оценочные цифры (абстрактные показатели, температура, климат и т.д.)
-цифровые величины, изображенные в графиках столбчатых и круговых диаграммах, картограммах, картодиаграммах.
-экономические расчеты.
Географические картины и работа с ними.
Географическими картинами называются нарисованные картины, фотографии, изображающие предметы и явления, изучаемые в географии (общий вид гор, реки, города, отдельные явления).
Главное требование к картине – типичность для данной местности со специфическими особенностями, отражающими географическую область –они должны быть понятными для учащихся , правдивыми в научном отношении и соответствовать задачам воспитания.
Большое значение в преподавании географии имеют специальные учебные стенные картины (выпускающиеся сериями 1961-1964-1980гг.) картин по географии частей света, 1963- картины по СССР-40 картин). К картинам прилагаются методическое руководство.
Используются репродукции, фотокопии картин «Волга у Ширяева», «Днепр».
Второй тип - иллюстрации в учебниках (почтовые открытки).
В третьих используют портреты художников, картины, изображения, отдельные эпизоды путешествий.
Картины используют для формирования понятий и представлений. Такие картины, как «Пустыни Средней Азии», «Горная река», позволяют строить целый урок. Другие картины менее содержательны – изучают отдельные вопросы в пределах урока. Есть слабо детализированные картины (видовые картины городов, предприятий). Картины могут использовать в начале урока (при изучении гор и рек). По ходу изложения нового материала при изучении реки Аму-Дарья. При закреплении материала (рассказав о складчатых, глыбовых горах, учитель предлагает показать на картинах характерные признаки гор).
Наиболее распространенная форма работы с картиной - беседа, в ходе которой учитель направляет учащихся на рассмотрение картины и вычленение характерных признаков объектов и явлений, например, стенная картина «Пустыня в Средней Азии» при изучении дюн и барханов в 6 классе.
На картине караван верблюдов, на переднем плане – животные пустыни, наветренные и подветренные склоны барханов, песчаная рябь, отдельные растения.
Работа начинается с восприятия, в результате учащиеся получают представление о песчаной пустыне. Далее вопросы, направляющие учащихся на установление основных признаков барханов и условий их образования.
Учитель: «Что представляет собой бархан?» (холм, у которого один склон пологий, другой крутой).
Учитель: «В какую сторону относительно ветра обращен пологий склон?» (откуда дует ветер).
Учитель: «Почему наветренный склон пологий, а подветренный крутой?»
Учитель: «Бархан неподвижен или подвижен?»
Учитель говорит о вреде движущихся песков.
Другая форма работы: по ходу изложения материала учитель ставит вопросы по иллюстрации учебника, например, характеризуя озеро Байкал.
-Какие берега у озера?
-Какой растительностью они покрыты?
-Что можно сказать об озере по картине?
Разбор картины целесообразно сочетать с работой по картине (найти горную цепь, идущую вдоль берегов озера Байкала, отмеченную на физической карте). Некоторые детали, в целях уточнения рассматривают с помощью рисунка.
Стенные картины вывешиваются только непосредственно перед разбором. Картины могут быть световые, непрозрачные (световые), картины на стекле, пленке.
Кабинет географии.
1.Значение:
это специальное помещение с рационально размещенными средствами обучения, ТСО, приспособлениями, обеспечивающими эффективное обучение по предмету. Это материальная база организации и проведения классной и внеклассной воспитательной работы.
Назначение кабинета – обеспечение условий для систематического использования разнообразных средств обучения. В 1972 году было принято постановление о необходимости создания кабинетной системы.
2.Планировка и оборудование кабинета.
В кабинете должно быть рабочее место учителя, учащихся, зоны хранения средств обучения, места для экспонирования экспозиционных материалов.
Первый вариант: кабинет площадью 50 м2 ,на передней стене - классная доска, приспособления для демонстрации карт с вмонтированным подвесным экраном, ящики для хранения таблиц, картин ( компьютер-мультимедийная установка, интерактивная доска).
У задней стены сборные секционные шкафы. В центральной части между ними – картохранилище.
На боковой стене щиты со сменными экспозициями. Над стендами портреты путешественников географов-исследователей.
Современные кабинеты площадью 60-66 м2. Расстояние от доски до столов 2600мм. Кабинет может быть с лаборантской (в ней размещается рабочий стол учителя, шкаф для учебных пособий, тележка для раздаточного материала, хранилище для карт, стол лабораторный. В лаборатории учителя должны находиться картотеки:
-картотеки подготовки учителя к уроку,
-картотека карт,
-картотека других средств обучения,
-картотека задач и упражнений для учащихся,
-картотека самостоятельных работ,
-картотека контрольных работ,
-картотека настольных дидактических материалов,
-топонимическая картотека,
-картотека дополнительных материалов (на карточке записаны отрывки из художественной литературы и хрестоматии).
Санитарно-гигиенические условия: температура +16, +180, относительная влажность 30-60%, объем движения воздуха 0,2-0,4 м/с, содержание углерода не должно превышать 0,06%, а пыли 2-10мг/см2. В кабинете следует иметь приборы для измерения температуры, давления и влажности.
3.Оснащение рабочего места учителя.
Основная деятельность учителя протекает у демонстрационного стола и рабочего стола, классной доски и мультимедийной установки.
Рабочее место учителя-место демонстрации средств обучения.
Демонстрационный стол высотой 990мм, рабочая поверхность 1200*750 мм.
Классная доска универсальная раздвижная, состоит из основного щита, двух направляющих брусков и 4-х двусторонних раздвижных щитов+ магнитная доска, экран для проецирования стеклянная матовая доска+ магнитная доска, экран; интерактивная доска.
Вдоль верхней рамы монтируются зажимы для крепления таблиц. Под нижней рейкой ящики для таблиц и картин 960мм на 880 мм на 200 мм.
Большая часть средств, хранится в шкафчиках секционных (приборы, объемные средства обучения, плоскостные) или в лаборантской, здесь так же находятся коллекции минералов, гербарии, видеофильмы, методическая литература.
Литература:
Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. М.: просвещение, 1997.
Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования. – М.: Просвещение, 1987.
Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983.
Использование средств обучения в преподавании географии/Под ред. Ю.Г. Барышевой. – М.: Просвещение, 1989.
Щенев В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии. – М.: Просвещение, 1979.
Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: АСТ. Астрель. ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 382с.
ЛЕКЦИЯ №8
- Лекция №1
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2.Различия между традиционным и современным уроком.
- 1.Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.
- 2. Различия между традиционным и современным уроком.
- 1)Цели урока.
- 4. Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, всегда одинаковым по структуре.
- Лекция №2
- 3.Подготовка учителя к уроку.
- 1.Типология уроков географии.
- 2.Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии
- Лекция №3 Нетрадиционные уроки географии. Новые методические приемы.
- 1. Классификация уроков
- Лекция №4
- 1. Школьная лекция
- 2.Практикум
- 3. Урок диалог
- 5. Урок зачет
- Лекция №5
- 2. Модульная технология
- 3. Технология применения опорных сигналов (лос и лок)
- 4. Игровая технология
- 5. Технология проектной деятельности
- 1.Принципы обучения географии
- 2.Цели экологического образования.
- 3.Экологическое содержание школьной географии.
- 4.Основные пути экологизации географического образования
- Лекция №7 Система средств обучения географии
- Географическая карта и методика работы с ней.
- 2.Содержание картографических знаний в школьной географии.
- 3.Формирование умений работы с картами.
- 1.Практические работы и методика их проведения
- 2.Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения географии.
- Межпредметные связи в обучении географии. Значение, функции, виды
- 2.Реализация межпредметных связей как условие формирования мировоззрения
- 3. Опорные, сопутствующие, перспективные межпредметные связи
- Изучение причинно-следственных связей и общих географических закономерностей
- 2.Формирование знаний об общих географических закономерностях
- 1.Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии
- 3.Географическая площадка
- 1. Наблюдение в процессе обучения географии
- 2.Опыты в преподавании географии.
- 3. Географическая площадка.
- 9 Класс.
- 1) Называть и (или) показывать;
- 2) Определять(измерять);
- 3)Описывать;
- 4) Объяснять;
- 5)Прогнозировать;
- Основные виды проверки