logo search
все вопросы

Программно-методическое обеспечение дошкольного образования. Требования к структуре и содержанию ооПрДо

Выбор программ зависит от вида дошкольных образовательных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психологического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Выбранная программа должна отвечать поставленным задачам дошкольного образовательного учреждения. Не допускается использование в работе с детьми программ, не прошедших соответствующей экспертизы на федеральном или городском уровне. На Совете трудового коллектива или педагогическом Совете должно быть принято решение о внедрении той или иной программы в работу дошкольного учреждения. В Устав детского сада записывается выбранная детским садом программа.

Согласно рекомендациям по экспертизе программ ДОУ программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми. Программы должны быть нацелены на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

Программы должны обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физические развитие; эмоциональное благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах: занятия как специально организованная форма обучения; н ерегламентированные виды деятельности; свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

Программы должны строиться с учетом специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности (игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, театрализованная деятельности и т.д.);

Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального и дифференцированного подходов в работе с детьми.

Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Вариативные программы могут быть основными и дополнительными .

Основные программы . Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.

К основным комплексным программам дошкольного образования отнесены: «Гармония развития» (Д.И.Воробьева); «Детский сад — дом радости» (Н.М.Крылова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.);«Золотой ключик» (Г.Г. Кравцов и др.); «Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой), «Из детства — в отрочество» (под ред. Т.Н.Дороновой), «Кроха» (Г.Г. Григорьева, Е.Г. Кравцова и др.); «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой); «Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст» (под ред. Т.Н.Дороновой, Н.А.Коротковой); «Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой); «Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы: «Красота. Радость. Творчество» (А.В.Антонова, Т.С.Комарова и др.); «Росинка. В мире прекрасного» (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова); «Художественный труд» (Н.А. Малышева); «Природа и художник» (Т.А.Копцева); «Камертон» (Э.П.Костина); «Гармония», «Синтез» (К.В.Тарасова, Т.В.Нестерено); «Малыш» (В.А.Петрова); «Музыкальные шедевры» (О.П.Радынова); «Ритмическая мозаика» (А.Н.Буренина); «Программа развития речи детей дошкольного возраста» (О.С.Ушакова); «Программа математического развития детей дошкольного возраста в системе "Школа-2000"» (Л.Г. Петерсон); «Росинка. Расту здоровым» (В.Н.Зимонина) и др.

Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.

К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.

Примерные образовательные программы. В отличие от авторских вариативных программ (основных, дополнительных), примерные образовательные программы не являются конкретным рабочим документом, определяющим содержание и специфику деятельности педагога на каждый день.

Комплексные программы:

«Радуга» (под ред. Т.Н.Дороновой);

«Развитие» (под ред. О.М.Дьяченко).

 «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др)

«Истоки» (под ред. Л.Е. Курнешовой

Парциальные программы.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» ( Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева).

Программа «Юный эколог» (Автор: С.Н.Николаева).

Программа «Семицветик» ( Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова).

Программа «Красота - радость - творчество» (Авторы: Т. С. Комарова и др.).

Программа «Я, ты, мы» (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина).

Программа «Здоровье» (Автор В. Г. Алямовская).

Альтернативные технологии: Методика Монтессори., Вальдорфский детский сад.

Государственные требования к структуре и содержанию ООПрДО. ООПрДО – программа, разработанная, утверждаемая и реализуемая в ДОУ на основе дидактических гос-х треб-й к стр-ре ООПрДО и условиям ее реализации. Структура ООПрДО: 1) обяз.часть – разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным гос-м органом, д.б.реализована в любом ДОУ, реализующим ООПрДО, отражает видовые разнообразия учр-й, наличие приоритетных напрвлений дея-ти и специфику соц-экон., научно-культ., демограф., климатич.и др.усл-й, в кот-х осущ-ся образ.процесс; 2) часть, формируемая учр-ми образ.процесса отражает 1) видовое разнообразие учреждений 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы.  Требования к ООПрДО: 1) д.обеспечить охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие через реализацию различных видов дет.дея-ти и самодея-ти, ведущей из кот-х яв-ся игра; 2) д.способствовать достижению ребенком ур-ня развития обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе, созд-ть равные усл-я для воспитания. Развитие обучения ребенка независимо от материального достатка семьи, места проживания, язык, этнич.принадлежности; 3) соответствие принципу развивающего образования, целью кот-го яв-ся развитие ребенка; 4) соот-ть критериям полноты, необходимости и достаточности; 5) формировать такие ЗУН, кот-е имеют непосред.отн-е к развитию реб-ка; 6) д.основываться на комплексно-тематические принципы построения образ.процесса; 7) строятся на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтение, наблюдение ит.д.; 8) стр-ра программы д.содержать пояснительную записку, организ-й раздел, обознач.разделы (возр.особ-ти, физич.развитие, соц-личн.развитие, худ-эстетич.развитие, позн-речевые, психолого-пед.рез-ты освоения программы); 9) планируется время на проведение диагностики – 5-7дней в сентябре и мае.