logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

23.Контроль в процессе профессионального обучения. Система методов контроля эффективности образовательного процесса.

Контроль – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений, навыков учащихся.

Проверка – составной компонент контроля, назначение которого – обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение объективной информации о степени усвоения учебного материала.

Контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат проверки).

Оценка – это определение качества достигнутых школьником результатов обучения.

Отметка – это результат оценочного суждения, выраженный в баллах.

Цель контроля: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

Контроль и оценка имеют следующие функции:

1. Образовательная ф. – определяет результат сравнением ожидаемого эффекта обучения с действительным.

Со стороны учителя: а) осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала; полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях; б) устанавливается динамика успеваемости или несформированности качеств личности; в) появляется возможность выявить проблемные области в работе.

Со стороны ученика устанавливаются, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

2. Развивающая функция направлена на выявление степени развития основных мыслительных операций и психических процессов.

3. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учащегося и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки ученика и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимает у школьников страх перед контрольной работой, снижает уровень тревожности, ориентирует на самостоятельность, активность, самоконтроль.

Важнейшим принципом диагностирования к контроля обучаемости ученика является объективность, систематичность, наглядность.

Виды контроля: предварительный, текущий, тематический (рубежный), итоговый.

Предварительный контроль осуществляется в начале учебного года, четверти, перед изучением темы, раздела. Направлен на то, чтобы определить базовые знания, умения, навыки ученика, сочетается с компенсирующим обучением, направлен на устранение пробелов ЗУН ученика.

Форма, метод - тест, срезовая работа, фронтальная беседа.

Текущий контроль используется на каждом уроке. Главная функция – образовательная. Учитель осуществляет систематическое наблюдение не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности.

Методы и формы – устный опрос, письменный опрос, фронтальные, индивидуальные опросы.

Тематический контроль (рубежный) направлен на проверку ЗУН по теме разделу, способствует систематизации и обобщению знаний.

Методы и формы – самостоятельная работа, контрольная работа, диктант, тесты.

Итоговый контроль –проводится в конце каждой четверти, года (4 раза в год). При выставлении переводных оценок отдается предпочтение более высоким.

Методы и формы – контрольная работа, диктант, изложение.

Характеристика методов и форм контроля.

Ответ у доски или с места – требует устного изложения учеником изученного материала. Связное повествование о конкретном объекте. При ответе обращать внимание на полноту, осознанность ответа, логику и доказательность.

Комбинированный опрос – одновременно вызывается 3 – 5 человек и между ними распределяются задания. Уплотненный опрос используется, когда материал усвоен и нужно опросить робких медлительных детей.

Фронтальный опрос. Занимает всех учащихся сразу. Но дает поверхностное представление об усвоенных ЗУН.

Программированный опрос в форме сигнальных карточек или перфокарт.

Письменный опрос заключается в проведении различных срезовых, самостоятельных работа, графических, тестовых, контрольных работ.

Самостоятельная работа – 15-20 мин., письменная проверка ЗУН школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. задача: проверить усвоение учениками способов решения учебных задач; осознание понятий.

Контрольная работа проводится по достаточно крупной и полностью изученной теме. Контрольные работы обязательно связаны с письменным оформлением работы и графическими навыками.

Общественный опрос проводится в присутствии администрации, шефов, за 2 недели вывешивается программа опроса и выдаются индивидуальные задания.

Особой формой письменного контроля является графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д. Цель: проверка умений учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко обобщать знания.

Итоговая форма проверки – зачет, экзамен: билеты составлены с учетом одинаковой трудности, содержание известно заранее, кроме практических работ.

Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контро­лируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучае­мые характеристики педагогического процесса. От других спо­собов обследования тестирование отличается точностью, про­стотой, доступностью, возможностью автоматизации.

В практике применяется много разновидностей тестовых заданий.

1. Задания, требующие конкретных коротких ответов на вопросы, начинающиеся со слов «кто», «где», «когда», «что», а также «почему», «как» и т. д.

2. Задания, в которых надо заполнять пропуски.

3. Тестовые задания с выбором ответа.

4. Тестовые задания с усложненным выбором ответа.

При подготовке материалов для тестового контроля необхо­димо придерживаться таких основных правил:

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на мо­мент тестирования не может быть обоснована учащимися.

2. Неправильные ответы должны конструироваться на ос­нове типичных ошибок и должны быть правдоподобными.

3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.

4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника. 5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

Результаты педагогической диагностики могут оформляться в виде отметок в журнале, тетрадях, дневниках учеников; в виде характеристики с рекомендациями; в виде индивидуальной шкалы успеха.