logo search
Педагогическая психология от оли

40.Психологическое здоровье детей. Пути сохранения и укрепления психологического здоровья в условиях дошкольного учреждения.

Жизнедеятельность человека в современных условиях сопряжена с повышенной стрессовой нагрузкой как на взрослых членов общества, так и на детей. Развивающаяся личность ребенка крайне уязвима, так как не обладает устойчивыми механизмами психологической защиты. В результате зачастую у детей возникают различные нарушения психологического здоровья, негативные последствия которых не только отражаются на особенностях данного этапа развития ребенка, но и накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь.

Поэтому в настоящее время проблема психологического здоровья детей стоит крайне остро: существует необходимость организации специальных мероприятий по его сохранению.

Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Проблема психического здоровья привлекает внимание исследователей из разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психологическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В основе этого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. Для нас важно, что взаимовлияние «духа» и тела признается, безусловно. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья  дошкольников  с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы.

Для оказания психолого- педагогической помощи детям мы продумываем комплексную систему действий, конкретных мероприятий в совокупности со специалистами и родителями, что позволяет преодолеть или хотя бы скомпенсировать возникшую проблему психического состояния ребенка. Координатором этой деятельности становится психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения.

Сформированное нами представление о задачах и средствах комплексного обеспечения психического здоровья   дошкольника  отражено в основных направлениях деятельности психолого-педагогической службы:

Организационно-методическая;

Прогнозирование и психологическая подготовка педколлектива;

Психопрофилактика и психопросвещение;

Исследовательская деятельность;

Коррекционно-развивающая работа;

Консультационная работа.

Каждое направление обеспечивается программой работы с педагогами, родителями, детьми, а затем они объединяются в единый, логически завершенный процесс комплексного обеспечения психического здоровья детей.

 Какие основные этапы проходит ребёнок за время своего пребывания в детском саду, которые влияют на его психологическое здоровье, и упущение которых нами взрослыми, ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка?  

Можно выделить следующие:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ;

2. Эмоционально-личностное развитие детей (как основа понимания внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы  коррекции и развития);

3. Подготовка в школу и профилактика дезадаптации.

 НАША ЦЕЛЬ: развитие и укрепление психологического здоровья у детей, дошкольного возраста;  психологическая профилактика и коррекция негативных проблем.

НАШИ ЗАДАЧИ: создать условия для полноценного физического и психического развития дошкольников , их эмоционального и личностного благополучия, скорректировать действия всех участников воспитательно-образовательного процесса для эффективного развития и укрепления психологического здоровья детей. вовремя  выявить проблему и оказать соответствующую помощь ребёнку, обеспечить выпуск ребёнка подготовленного к школе. Подготовка включает в себя: психологическая и социальная готовность к школе; развитие психофизиологических функций; развитие познавательной деятельности и состояние здоровья будущего школьника.

Каждая программа:рассчитана на определённый возраст;имеет свою цель и задачи, необходимые для решения и получения положительного результата в работе; позволяет планирование мероприятий для профилактической и коррекционной работы после отслеживания первичных результатов диагностики;предусматривает обязательную совместную деятельность педагога-психолога с сотрудниками детского сада; имеет свои ожидаемые результаты.

Адаптация ребёнка к ДОУ

 В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.

Эмоционально-личностное развитие ребёнка является первоосновой всего его психического здоровья.

Сама по себе эмоционально-личностная сфера не может развиваться. Её необходимо развивать. Существенную роль в развитии эмоционально-личностной сферы старших  дошкольников  могут сыграть целенаправленные занятия.  Цель:  психопрофилактика и коррекция развития эмоционально-личностной сферы  дошкольников. Задачи: Обучение положительному самоотношению и принятию других людей; Обучение рефлексивным умениям; формирование потребности в саморазвитии Содействие росту, развитию ребёнка.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки.

Научные исследования показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т. е. «школьной зрелостью». Психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении».

Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, это может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению. Цель: подготовка  ребёнка  к  школе  и  профилактика  дезадаптационного периода   при   поступлении   дошкольников   в школу.

Задачи: развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста); обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения.