Организация совместной деятельности
Основными компонентами деятельности, которые включаются в воспитательную работу любого образовательного учреждения являются игра, учение и труд.
Игра | Учение | Труд |
Подлинная игра – творческое исполнение жизни, хотя и в форме воображаемого творчества. Игра – основной способ человеческого общения с возможным и недействительным. Игра имеет тем большую ценность, чем больше она способствует свободному проявлению и развитию самодеятельности. Несмотря на различия, все виды игр с педагогической точки зрения имеют много общего; их воспитательный потенциал зависит:
воспитательный потенциал обеспечивается самим процессом игры как деятельности. Игры дают детям очень важный навык совместной работы. Незаменима роль игры в поиске и реализации различных форм организации детской жизни (творческие комплексные праздники, «КВН», «Дебаты», «Учебные фирмы», «Что? Где? Когда?» и т.д.). | Учение – деятельность, занимающая львиную долю времени современных школьников. Воспитывает прежде всего содержание образования, включающее знание общечеловеческих ценностей. Основной путь освоения содержания образования это:
Необходимо учитывать, что воспитывает не только содержание образования, но и сама организация образовательного процесса, методы обучения, формы организации учащихся в процессе обучения. Сегодня каждому учителю ясно, что учить всех одинаково нельзя. В процессе обучения разумно использовать современные технологии и модели обучения, что позволяет реализовать субъектную роль школьника в учебном процессе. Школьникам среднего и особенно старшего возраста под силу участие в работе спецкурсов, спецсеминаров, исследовательских групп, публичных защит проектов, работы по индивидуальным творческим планам и т.д. | Труд в контексте воспитания следует рассматривать как совокупность физических, интеллектуальных и душевных усилий, в которых личность воспитанника выражает и обогащает себя посредством осознанного создания социально значимых ценностей. На первом плане должен быть социально значимый эвристический, эстетический, нравственный замысел (т.е. идея, связанная с результатом) для достижения которого и нужна собственно работа, приобретаемые в ее процессе умения и навыки. Здесь важны дела экологического характера, деятельная забота о конкретных людях, создание и улучшение школьной воспитывающей среды, возрождение народных ремесел, производительный труд с элементами предпринимательской деятельности. При этом трудовой компонент современной школы должен быть гибким и вариативным (школьное объединение «зеленых», школьное мини-предприятие, создание «учебной фирмы», организация подросткового кафе и полное обеспечение его работы, выпуск газет и журналов, создание культурно-исторического комплекса т.д.). |
- Тема: Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики. Система педагогических наук
- Понятийный аппарат темы
- Педагогика как наука. Предмет, объект, функции и задачи педагогики.
- Структура педагогической науки
- Система педагогических наук
- Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Этапы развития педагогической науки
- Основные черты воспитания в разные эпохи
- Практический блок № 2
- Блок самостоятельной работы № 3
- Модуль № 4
- Изучение теоретического материала начинаем с изучения понятийного аппарата. Понятийный аппарат темы
- Введение
- Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс» (определение понятия, структура педагогического процесса, педагогический процесс как система)
- Движущие силы педагогического процесса и его закономерности
- Практический блок №2
- Блок самостоятельной работы №3
- Модуль № 5
- Понятийный аппарат темы
- Основные положения теорий развития личности
- Теории развития личности
- Биологические и социальные факторы в развитии личности
- Роль наследственности в развитии личности человека
- Влияние среды на развитие личности
- Роль воспитания в развитии личности
- Движущие силы и направления развития личности
- Изменения личности в процессе развития
- Практический блок № 2
- I.Вопросы репродуктивного характера.
- II.Вопросы и задания проблемного и творческого характера
- Блок самостоятельной работы № 3 Первое задание обязательное для всех студентов, из остальных заданий выполняется одно по выбору.
- Сущность личностно-ориентированного подхода
- Основные понятия личностно-ориентированного подхода
- Положения и принципы
- Современные подходы к организации педагогического процесса деятельностного подхода
- Организация совместной деятельности
- Взаимодействие участников воспитательного процесса
- Современные подходы к организации педагогического процесса философско-антропологического подхода
- Характеристика философско-антропологического подхода.
- Современные подходы к организации педагогического процесса синергетического и аксиологического подходов
- Практический блок № 2
- Личностно ориентированный Синергетический Блок самостоятельной работы № 3