37.Психологическая характеристика речевой деятельности, требования к речевой компетентности педагога в условиях профессионального обучения.
Следует сказать, что за термином «речь» в методической литературе закрепилось два основных значения. Так, по определению психолога В.А. Артемова, «речь является процессом выражения мысли человека, его чувств, желаний посредством языка с целью воздействия на других людей в процессе общения в различных видах деятельности и общественных выражений». [2; с.86] Процесс выражения мысли и чувств - это деятельность говорящего или пишущего. Речью называют также продукт этой деятельности - высказывание, текст, который предполагает наличие определенной внутренней (смысловой), внешней (языковой) и конструктивной (структурной) связи отдельных частей.
Речь как вид деятельности человека и как ее продукт осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Ведущими функциями речи являются коммуникативная и экспрессивная.
Речь является не только способом выражения мысли, но и способом ее формирования. Различают три способа, которыми пользуется человек, говоря: а) себе или другому, если другому, то б) присутствующему в данный момент или в)отсутствующему. Соответственно выделяются и формы речи: внутренняя речь и внешняя речь, устная и письменная формы которой реализуются внутри речевой деятельности.
Речь как вид деятельности человека и как ее продукт осуществляется на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Употребляясь в речи, язык дает ей возможность выполнять функции общения, сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Язык человека есть сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которая несет в себе функции передачи информации и введения ее в различные системы связей и отношений.
Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка; речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.
Речевая деятельность представляет собой процесс создания и восприятия высказывания, она может быть охарактеризована и с точки зрения тех этапов, по которым этот процесс развертывается.
Внутренняя речь - это речь мысленная, протекающая хотя и на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений; она отрывочна, лишена четких грамматических форм. Это как бы разговор с самим собой.
Если внутренняя речь - это речь для себя, то внешняя речь - для других. Развернутая внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной. Внешняя (устная) речь бывает диалогическая и монологическая. Речевое общение осуществляется во времени и пространстве. Устная форма речи определяется временем, письменная речь - пространством. Пространство статично, значит, письменная речь статична. Звуки речи, реализуясь во времени, динамичны, следовательно, устная речь динамична.
Устная речь рассчитана на смысловое восприятие собеседником произносимой речи, создаваемой в момент говорения. Поскольку устной речи свойственна (в большей или меньшей степени) словесная импровизация и часто неподготовленность, то, в зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего, устная речь может быть гладкой, плавной, более или менее прерывистой.
Письменная речь - это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим [2; с.233]. Письменная речь «вводит ребенка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым сложившуюся психическую систему устной речи» [2; с. 48].
Вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации.
Речь различается по характеру взаимодействия участников общения на диалог и монолог.
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц; это генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения. Диалогическое общение представляет собой не один какой-то вид речевой деятельности его участников, а речевой акт (обмен информацией), в котором говорение и слушание - неразрывно связанные виды речевой деятельности. Основными чертами диалога являются намеренность, целеустремленность, правила ведения разговора. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений. Часты в диалоге вопросительные и восклицательные предложения, междометия, частицы, встречаются поговорки, разговорная лексика. Синтаксис диалога обычно несложен.
Монолог (от греч. monos - один, logos - слово, речь) - компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или другим (речь от первого лица), в отличие от диалога не рассчитанную на непосредственную речевую реакцию другого лица (или лиц) и обладающую определенной композиционной организованностью [17].
Речевые типы монолога обусловлены присущими ему коммуникативными функциями (повествование, рассуждение, описание, оценка, исповедь, самохарактеристика).
Монолог, в отличие от диалога, приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные синтаксические конструкции. Основной единицей в обучении младших школьников монологу является сложное синтаксическое целое. Монологическое высказывание состоит из одного или нескольких сложных синтаксических целых, которые представляют собой сочетания нескольких предложений, образующих цельные по содержанию и грамматическому оформлению блоки. В монологе ставится и решается определенный вопрос (проблема), в какой-то мере интересный как для автора, так и для тех, кто будет знакомиться с его точкой зрения. Поэтому монологическая речь требует обдумывания, сбора материала, чтобы доказательно изложить свой взгляд на проблему, последовательно и логично его раскрыть.
Развитие речи у ребенка опосредовано обучением: ребенок учится говорить. Правильное овладение родным языком подлинно живой речью совершается в процессе жизненно-мотивированной деятельности обучения. Ребенок нормально овладевает речью, учится говорить, пользуясь речью в процессе общении, а не изучал ее в процессе учения.
В течение первого, подготовительного, периода развития речи, до того, как ребенок начинает говорить, он прежде всего приобретает некоторый пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и учится понимать речь окружающих. Первые звуки ребенка – крики. Это инстиктивные или рефлекторные реакции, которые издает ребенок. По своему фонетическому составу первые звуки приближаются к гласным а, е, у; к ним прибавляется в виде придыхания звук, близкий к [х] и к гортанному [р]. Из согласных одним из первых появляются губные [м], [п], [б], затем идут зубные [д], [т] и шипящие.
Около начал 3-его месяца у ребенка появляется лепет, как бы игра звуком.
Понимание речи окружающих имеет существенное значение в речевом развитии ребенка, представляя собой начальный этап в развитии основной для него функции общения.
По некоторым наблюдениям с 5 месяцев дети начинают определенным образом реагировать на слова.
Первые осмысленные слова, произносимые ребенком, появляются к концу первого, началу второго года. Они состоят преимущественно из губных и зубных согласных в слог, обычно многократно повторяющихся: мама, папа, баба… По своему значению эти первые осмысленные слова ребенка выражают преимущественно потребности, аффективные состояния, его желания.
Обозначающая функция речи выделяется позднее (примерно к 1,5 годам). Ее появление знаменует сдвиг в развитии ребенка. Ребенок начинает интересоваться названиями предметов, требуя от взрослых ответа на вопрос «что это ?». Результатом этой активности является начинающийся быстрый рост словаря, особенно имени существительного. В. Штерн говорит, что в этот момент ребенок делает величайшее открытие в своей жизни: он открывает, что каждая вещь имеет свое название.
Ребенок узнает, что посредством слова можно указать на вещь, обратить внимание взрослых, получить ее. Основным и решающим в речевом развитии ребенка является то, что ребенок приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с окружающими. При этом ребенок начинает пользоваться отношением слов к обозначаемым им предметам, еще теоретически не осмыслив его.
В развитии структуры детской речи важным является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целыми предложениями: «стул» - значит посади на стул, придвинь стул; будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению.
Около 2-х лет слова становятся как в речи взрослых, зависимыми составными частями предложений: ребенок переходит к флексийной речи.
Развитие флексийной речи является значительным шагом в речевом развтии ребенка; впервые прокладывается путь к отражению отношений – основного содержания мышления.
Первые флексийные формы – склонение, спряжение, сравнительную и превосходную степень и различные способы сложных словообразований ребенок, конечно, приобретает от окружающих. Но дети не ограничиваются только механическим закреплением тех словообразований и словоизмеенний, которым его научили взрослые. На конкретных словоизменениях он овладевает практически некоторой совокупностью формообразований как способов оперирования словами. Пользуясь ими, ребенок самостоятельно образует словоизменения без обучения. В процессе обучения совершается формирование подлинного развития ребенка.
В первый период появления предложений (2 – 2,5 г.) речь ребенка представляет собой простое рядоположение главных предложений, придаточные предложения отсутствуют. Эти предложения либо не связаны, либо связаны очень тонкой нитью союзов, таких как: и, и вот, и еще… Начинает появляться форма придаточного предложения гипотаксис. Это значит, что в речи ребенка устанавливается отношение подчинения (между придаточным предложением и главным) и соподчинения (между различными придаточными предложениями). Поэтому речь усложняется. В речи выделяются относительно самостоятельные части, которые связываются между собой различными отношениями – пространственными, временными. В 3 года появляются первые «почему», выражающие причинные отношения.
Между речевой формой и ее мыслительным содержанием, между внешней и внутренней смысловой стороной речи у детей часто существуют расхождения, первая опережает вторую.
Определенный уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в речевом развитии ребенка. Но речь в свою очередь оказывает определенное внимание на умственное развитие ребенка, включаясь в процесс формирования его мышления.
Речевые формы, опережая уровень умственного развития того или иного индивида, являются отложившимися в форме речи, выражением общественного сознания, сложившегося в результате общественной практики.
К семилетнему возрасту дети уже в основном овладевают важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля.
Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность.
Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения. Детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.
Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи в значительной степени зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта.
Таким образом, речь развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.
Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью всегда отстают; нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.
Язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильно. Необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.
Учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение, и письмо – это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь обычные у младших школьников. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности жанров описания и повествования. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим занимается методика речевого развития.
Третья сфера по развитию речи – это доведение речевых умений детей до какого-нибудь минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи учащихся, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.
Несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, многие задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой ребенок растет, не всегда удовлетворяет школу и обучение речи тоже страдает недостатками.
Основы речевого навыка закладываются в школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом языка, с необходимостью совершенствовать речь.
Речь – очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии:
Работа над словом.
Работа над словосочетанием и предложением.
Работа над связной речью.
Все эти три линии развиваются параллельно.
Важнейшее требование предъявляемое к речевым упражнениям – систематичность (последовательность, перспективность), взаимосвязь различных упражнений, умение подчинить их единой цели. Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время вносит что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового, обеспечивающий движение вперед.
Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия.
Процесс обучения требует, чтобы учащиеся научились сознательно пользоваться грамматическими и синтаксическими формами языка. У них образуются новые фонематические представления, они овладевают изображением букв, соединяют в слова, соотносят слова и фразы письменной речи с соответствующими словами и фразами речи устной.
Постоянное внимание к устным высказываниям учащихся, систематический разбор этих высказываний по определенным, достаточно понятным для учащихся критериям, систематическое требование учителя к соблюдению учащимся режима устной речи воспитывают у них внимание к слову, постоянный контроль над своей собственной речью и речью товарищей.
Таким образом, возможности в развитии и совершенствовании речи почти безграничны, но к сожалению, надо отметить, что они в достаточной степени не используются. В школе развитию речи детей уделяется гораздо меньше внимания, чем столь важная работа этого заслуживает.
Требования к речи педагога
1. Содержательность речи.
Говорить и писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять потому, что нередко в школе предлагают детям рассказывать о том, чего о ни не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой?
Приучить детей говорить только содержательно – очень важная задача начальных классов.
2. Логичность, последовательность, четкость построения речи.
Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание. Эти первые два требования касаются содержания и структуры речи.
3. Точность речи.
Умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые присущи предмету.
4. Выразительность речи.
Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передавать мысль, это способ воздействовать на людей интонацией.
5. Ясность речи.
Ясность речи это ее доступность тем людям, к кому она обращена. Речи вредит излишняя запутанность, не рекомендуется перегружать речь терминами. Выбор языковых средств зависит от ситуации, от обстоятельств речи.
Выразительность и ясность речи предполагает ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов.
Для школы особенно большое значение имеет правильность речи, т.е. ее соответствие литературной норме.
Оценивая выполнение речевых упражнений учащихся, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью: содержательна ли речь? Логична ли речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии.
- 1. Сущность и специфика педагогической профессии. Представления о перспективах педагогических профессий, педагогических специальностях и условиях профессионального становления педагога.
- 2. Аксиологические основы современной педагогики. Сущность гуманизации образовательного процесса. Современная этика отношения к детству.
- 3. Характеристика современной дидактической концепции.
- 4. Этические, педагогические и психологические основы взаимодействия образовательного учреждения с родителями и семьями учащихся.
- 5. Содержание приоритетных стратегий воспитания. Актуальные проблемы воспитания молодежи и формирования мировоззрения в системе профессионального обучения.
- 6. Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения. Возможность их взаимодействия с воспитательной системой образовательных учреждений.
- 7. Проблема целеполагания в педагогике. Согласование целей профессиональной деятельности педагога и учебной деятельности обучающихся.
- 8. Становление принципов в истории педагогики. Характеристика современной системы педагогических принципов.
- 9. Основные психолого-педагогические и гигиенические требования к организации и осуществлению образовательного процесса в системе профессионального обучения.
- 10.Общепрофессиональная и специальная подготовка как элементы содержания профессионального образования. Нормативные документы, отражающие содержание профессионального образования.
- 13.Сущность и специфика самостоятельной работы обучающихся в профессиональном обучении. Роль и место домашних заданий в системе самостоятельных работ.
- 14.Специфика лекционно-семинарской формы обучения в современном образовательном процессе. Возможности ее эффективного и целесообразного применения в условиях профессионального обучения.
- 15.Интерактивные формы и методы обучения. Возможности их применения в процессе профессионального обучения юношей и взрослых.
- Кейс-метод (кейс-стади, метод ситуаций)
- 16.Сущность и специфика проблемного обучения и возможности его реализации в системе профессионального обучения.
- 17.Этапы и психолого-педагогические условия формирования и развития экономических понятий.
- 19.Методы стимулирования и мотивации учебно-профессиональной деятельности учащихся раннего юношеского возраста.
- 20.Средства профессионального обучения. Критерии выбора наглядных и технических средств обучения.
- 21.Сущность и специфика дистанционного образования. Средства новых информационных технологий в процессе профессионального обучения, возможности и ограничения их применения, методика использования.
- 22.Педагогическая диагностика воспитанности личности и коллектива. Критерии оценки достижения планируемых результатов воспитания молодежи и личностного развития обучающихся.
- 23.Контроль в процессе профессионального обучения. Система методов контроля эффективности образовательного процесса.
- 24.Различные подходы к оценке результатов обучения. Система контроля в системе профессионального обучения. Влияние оценки и отметки на личностное развитие учащихся раннего юношеского возраста.
- 25.Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий. Современные модели обучения.
- 26.Психолого-педагогические и методические основы современных технологий воспитания. Особенности их реализации в системе профессионального обучения.
- 27.Технология педагогического проектирования в условиях профессионального обучения.
- 28.Особенности становления образовательной системы, развития педагогической мысли и педагогической науки в России.
- 29.Концепция свободного воспитания: история и современная интерпретация.
- 30. Характеристика гуманистических образовательных систем, известных в истории педагогики (по выбору студента).
- 31. Роль и место реформ в истории отечественной педагогики. Современные тенденции развития образования в мире. Сущность процесса модернизации российского образования.
- 33. Педагогика и психология как науки и виды практической деятельности. Роль психологии в образовании и возможности влияния на повышение качества обучения.
- 35.Сущность исследовательской функции психолого-педагогической деятельности. Методология и методы психолого-педагогического исследования.
- 37.Психологическая характеристика речевой деятельности, требования к речевой компетентности педагога в условиях профессионального обучения.
- 38.Общение как деятельность. Специфика педагогического общения с подростками, юношами и взрослыми как субъектами профессионального обучения.
- 39.Влияние стиля педагогического общения на личностное развитие учащихся. Особенности построения конструктивных взаимоотношений с учащимися различного возраста.
- 40.Психологическая характеристика конфликта. Типичные конфликты в процессе обучения, способы их профилактики и разрешения.
- 41.Характеристика уровней развития класса как малой группы. Методы работы педагога, способствующие сплочению группы, развитию самоуправления, инициативы учащихся.
- 43.Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в юношеском возрасте, определяющие особенности организации профессионального обучения.
- 45.Мотивация учебно-профессиональной и профессиональнопедагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.
- 46.Мышление как познавательный процесс, возрастные особенности мыслительной деятельности и психологические условия ее активизации в профессиональном обучении.
- 47.Развитие воображения и творческих качеств личности как приоритетная психолого-педагогическая задача.
- 48.Память как познавательный процесс, психолого-педагогические условия развития памяти.
- Характеристика процессов памяти
- 3. Использование игры, небольших представлений и инсценировок
- 4. Фантазирование
- 51.Понятие о воле и произвольности, их проявлениях и развитии в онтогенезе. Психолого-педагогические условия волевого развития ребенка в семье и школе.
- 52.Психодинамические особенности личности (темперамент), их проявление в образовательном процессе, понятие об индивидуальном стиле учебной и профессиональной деятельности.
- 53.Понятие о способностях личности, их природе и условиях развития. Структура и развитие педагогических способностей.
- Базовые педагогические способности
- 54. Возраст как основная категория психологии развития и современные интерпретации возрастного подхода в обучении.
- Виды возраста
- 55. Психологическая характеристика юношества как основание проектирования и осуществления образовательного процесса в профессионально-педагогических учебных заведениях.
- 56. Познавательные ресурсы личности в юношеском возрасте. Развитие умственных способностей в процессе обучения экономике.
- 57.Психологические ресурсы взрослого как обучающегося в системе профессионального образования. Психологические принципы обучения взрослых.
- 58. Психологическое обоснование технологий развивающего обучения. Специфика их реализации в системе профессионального обучения.
- 1. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу)
- 2. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
- 3. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности
- 59. Функции и организационные модели профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников. Профильное обучение как пространство личностного самоопределения старшеклассников.
- 60.Планирование и организация профориентационной работы, классификация профессий, современный мир профессий и тенденции его развития как одно из оснований профориентации.