logo search
Педагогическая психология от оли

34Особенности воспитания и обучения детей в раннем возрасте.

Вопрос о правильном воспитании ребенка всегда остается самым актуальным для любого родителя, именно по этой причине на сегодняшний день публикуется огромное количество книг и статей о различных обучающих и воспитательных методах, порой совершенно противоположных. Какой из них наиболее верный и подходящий для конкретного ребенка – разобраться сложно.

Кроме того, новые научные данные педагогов и психологов достаточно быстро изменяются, опровергая предыдущие методики и рекомендации, которые уже становятся не передовыми, а, напротив, тормозящими развитие малышей («отнимающими у них детство»).

Молодые родители, впервые начинающие воспитывать свое любимое чадо, понимают, что без знаний и опыта легко наделать много ошибок, которые могут привести к непредсказуемым результатам. Поэтому они бросаются от одного метода обучения (воспитания) к другому.

Плохо, когда в семье среди родителей нет согласия по поводу того, как лучше воспитывать (в плане наказаний, поощрений и т. д.). От несогласованных и даже противоположных действий мамы, папы (и даже бабушки с дедушкой) страдает малыш.

Если проанализировать и обобщить поступающую информацию о методах обучения и воспитания детей, то можно выделить основные (базовые) истины, которыми можно смело руководствоваться в воспитании ребенка в семье.

1. Учет физиологических особенностей организма ребенка.

Это очень важный пункт: физиологию растущего организма обогнать невозможно. Как бы вам ни хотелось научить малыша ходить в 6-7 месяцев – это противоречит естественному процессу развития и роста. Не учитывая этого, можно получить плачевный результат.

Так же и с возрастными возможностями работы детского мозга. Мы знаем, что дети от двух до пяти лет легко все запоминают, и поэтому обучение происходит быстро. Но нельзя не учитывать возрастные и индивидуальные особенности детского организма, когда мы нагружаем малыша информацией. Дети должны усваивать большой объем знаний по частям. Все хорошо в меру. Лучше всего развивать ребенка разносторонне, а не зацикливаться на чем-то одном (например, растить музыканта или фигуриста, гимнаста). Ведь тогда малыш будет недостаточно развит в другом. В итоге можно воспитать талантливого музыканта, но очень безграмотного и неприспособленного к общественным отношениям. Нередко случается и такое, что результатом перенасыщения информацией мозга ребенка в раннем возрасте, становится полное равнодушие к учебе в школьный период жизни.

При этом очень важным остается правило: соучастие в делах и успехах малыша. Когда вы замечаете, что что-то ему дается очень легко – старайтесь усложнить задачу, а если видите, что в чем-то отстает – ищите варианты более легких упражнений, чтобы подогреть детский интерес. Когда ребенок чувствует, что он начинает справляться с тем, чего он не умел раньше – он воодушевляется и все больше увлекается. Важно этот интерес и желание постоянно стимулировать, направлять на достижение новых результатов.

2. Знание об особенностях детского восприятия.

В общении с взрослыми дети слабо воспринимают ту информацию, которая обращена к ним непосредственно, но отлично усваивают окружающую (речь, события, отношения, происходящие рядом). Таким образом, можно понять, что как бы вы ни старались призвать ребенка к послушанию, прибегая к разнообразным методам, эффективными будут не более 10% ваших усилий. Все остальное ребенок получит через пассивное восприятие окружающей среды и от взаимных уважительных отношений. Зная это, вы, например, не будете требовать от своего ребенка извинения за провинность, если сами этого никогда не делаете. Дети подобны правдивому зеркалу, в котором отражаются наши поступки. Как правило, ребенок начинает кричать там, где родители позволяют себе срываться на крик. Малыши вырастают агрессивными и озлобленными в тех семьях, где нет любви и взаимных теплых отношений. И если ребенок не желает читать или заниматься творчеством, то, скорее всего, сами родители не уделяют серьезного внимания подобным занятиям.

3. Главным методом воспитания остается любовь к ребенку.

Именно любовь служит отправным пунктом в любых методах воспитания. Любая мать чувствует своего родного малыша, ее материнский инстинкт способен улавливать малейшие изменения в психике и здоровье ребенка, и понять, что ему необходимо. Внешняя информация должна лишь помочь ей правильно реализовать то, что она считает нужным: ее нежность и любовь не сделают ребенка избалованным. Скорее всего, их недостаток может негативным образом отразиться на детской психике.