logo search
АФК, пособие

4.3. Комплексное проявление

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ

ПРИ РАЗНЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ

АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ

Формы рекреативно-оздоровительных занятий можно классифицировать по разным признакам: по особенностям их применения в разных социологических группах инвалидов, по использованию их в разных возрастных группах, по педагогическим задачам, направленности, видам спорта и др. Наиболее приближенной к действительной практике является классификация видов рекреаций по месту применения:

– в условиях быта и семьи;

– в условиях учебной и трудовой деятельности;

– в условиях досуга и активного отдыха.

Нет более заинтересованных людей в здоровье ребенка, родившегося или ставшего инвалидом, или взрослого, потерявшего дееспособность, чем родители, родственники – члены семьи. От их участия, понимания и помощи зависят воспитание, способность к самовоспитанию, формирование ценностных ориентации, мотивов, потребностей, которые в дальнейшем определяют степень адаптации инвалида к жизни в обществе. В семье, имеющей инвалида, в первую очередь, закладывается начальный процесс гуманизации, укрепления семейных взаимоотношений и взаимопонимания во взаимодействиях: ребенок-инвалид – здоровые родители; здоровый ребенок – отец или мать-инвалид. Поэтому так важны «семейные» и бытовые формы двигательной рекреации. К ним относятся упражнения гигиенической гимнастики в сочетании с закаливанием и водными процедурами, подвижные и малоподвижные игры, коррекционные и развивающие упражнения в условиях «домашнего стадиона», существующие в традициях семьи, индивидуальные программы комплексов упражнений самокоррекции, саморазвития, самореабилитации по видео- и аудиотрансляции и др.

В процессе учебной и трудовой деятельности двигательная рекреация носит всегда организованный характер и представлена так называемыми «мелкими», т.е. непродолжительными формами физических упражнений. Их назначение – профилактика, отдых, активизация функционального состояния, разгрузка, восстановление, переключение на другой вид деятельности. К рекреативным формам относятся: вводная производственная гимнастика, утренняя зарядка (в интернатах, детских домах и пр.), физкультурные паузы, физкультминутки, профилактическая гимнастика, игры на переменах (в школах), в перерывах, после работы – подвижные игры, спортивные игры по упрощенным правилам, плавание, релаксационная пластика, упражнения на тренажерах и др.

Самый многообразный арсенал физических упражнений представлен в формах двигательной рекреации в условиях досуга и активного отдыха инвалидов. К основным средствам относятся разнообразные подвижные и спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, мини-футбол, дартс, бильярд, баскетбол, в том числе в колясках, городки, лапта, шахматы, шашки и др.), плавание и купание, катание на коньках, лыжах, санках, на лодках, бег «трусцой», ориентирование на местности, прогулки и туристские походы, спортивные развлечения, танцы, аттракционы, забавы, викторины в сочетании с театрализованными представлениями, а также физкультурные праздники типа «Веселые старты», конкурсы, спартакиады и дни здоровья, слеты, экскурсии на большие соревнования и т.п.

Таким образом, если говорить об инвалидах и людях с отклонением в состоянии здоровья, то этот вид двигательной активности больше всего соответствует интересам и потребностям данной категории людей, так как является наиболее доступной и естественной формой реализации своих физических возможностей, где главное – процесс, а не результат. Двигательная рекреация утоляет «эмоциональный голод», создает условия равной личности в общении, ибо занятия часто объединяют детей и взрослых, здоровых и инвалидов с различными патологическими нарушениями, людей разного уровня образования, социального положения, профессий и национальностей.

А.В. Лотоненко (1993) указывает, что двигательная рекреация, воспитывая целеустремленность и сознательное приобщение к культурным ценностям, формирует сферу общения, необходимую в условиях духовно-творческой атмосферы повседневной жизни, где проявляется уважение к человеческой индивидуальности и достоинству, формирование истинных человеческих отношений. Совместная деятельность помогает выработать нравственные критерии отношений, самооценку личности, развить способность к самореализации.

Самоорганизация двигательной рекреации требует инициативы, выдумки, творчества и личного участия в модернизации оборудования, мест занятий, освоения территорий, фантазии в организации и использовании физических упражнений, удовлетворяющих эмоционально-эстетические потребности разных возрастных групп инвалидов. Как правило, инициативу на себя берут лидеры данного движения, на которых этот процесс, несомненно, оказывает социализирующее влияние.

Особый вид коммуникаций складывается в процессе общения между инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые в силу ограниченных возможностей свободного передвижения вынуждены прибегать к помощи партнеров, имеющих личный транспорт. По цепочке в назначенное время все «безлошадные» доставляются к месту занятий. В этом проявляется солидарность, мужество, терпение, понимание, забота о ближнем, так характерные для данной категории людей.

В двигательной рекреации удовлетворяется потребность в сопереживании, сопричастности к определенной группе, обществу и реализуемая посредством общения.

Выбор вида двигательной активности определяется внутренними мотивами. Ценностные ориентации могут быть разными, но, как правило, направленными на возможность самореализации своей индивидуальности, физических и психических способностей, намерений, интересов, на перспективу завести новые знакомства, получить определенный статус, самоутвердиться. Иногда это уход от одиночества, способ психологической защиты, что особенно важно для личности и общества в целом, так как рекреативные занятия дают возможность компенсировать неудовлетворенные индивидуальные потребности в общении, сфере профессионального труда, проявить творчество, укрепить здоровье (Рыжкин Ю.Е., 1997).

Обобщая изложенное, можно сделать следующее заключение.

1. Адаптивная двигательная рекреация является эффективным способом преодоления замкнутого пространства инвалида, создает условия психической защищенности, возможности интеграции с другими людьми, природой.

2. Это биологически оправданная, саморегулируемая двигательная активность, инициирующая физиологические процессы, поддерживающая общую работоспособность, укрепляющая здоровье и защитные свойства организма от неблагоприятных воздействий.

3. Это интересное развлечение, добровольная форма двигательной активности, связанная с преодолением трудностей, проявлением эмоций, характера, физических, психических, интеллектуальных способностей, возможностью саморазвития личности и приобщения ее к систематическим занятиям физическими упражнениями, т.е. к активному формированию здорового образа жизни (Потехин А.Д., 1988; Сахно А.В., 1993).

Перечисленные достоинства дают основание с полным правом считать, что в процессе рекреационно-оздоровительной деятельности комплексно реализуются следующие педагогические и социальные функции, складывающиеся естественным образом за счет использования физических упражнений и путем формирования множественных внешних связей: гедонистическая, оздоровительно-восстановительная, развивающая, ценностно-ориента-ционная, творческая, самовоспитания, коммуникативная, интегра-тивная, социализирующая и другие (рис. 46).

Перечисленные функции двигательной рекреации носят объективный характер и имеют отражение в реальной практике.

Рис. 4а. Педагогические и социальные функции адаптивной двигательной рекреации

Физическая активность человека как средоточие разнообразных и сложных зависимостей социального и биологического должна рассматриваться не как временное, преходящее влияние, а как крупномасштабный и длительный эффект, благотворными результатами которого пользуется не только сам занимающийся, но и его дети, потомство, будущие поколения (Бальсевич В.К., 1981; Муравов И.В., 1988; Виноградов П.А., 1990).

Это дает основание считать, что адаптивная двигательная рекреация с ее многообразными функциями представляет собой вид общей культуры человека, является потребностью общественного развития и выступает как значительная социальная ценность.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое двигательная рекреация?

2. В чем общие и отличительные черты адаптивной двигательной рекреации и рекреативно-оздоровительного спорта?

3. Классификация форм двигательной рекреации.

4. Что такое гедонистическая функция?

5. Роль игры в адаптивной двигательной рекреации.

6. Раскройте особенности оздоровительной и восстановительной функций?

7. Значение и содержание развивающей функции.

8. Значение и содержание воспитательной функции, роль самовоспитания.

9. В чем заключается творческая функция?

10. Докажите, что двигательная рекреация является потреб-ностной формой двигательной активности инвалида и проявлением общей культуры.

11. Раскройте взаимосвязь коммуникативной, социализирующей и интегративной функций в процессе адаптивной двигательной рекреации.