3. Понятие образования. Образование как социальный институт. Актуальные проблемы современного образования.
Термин образование употребляется в четырех различных значениях:
1) совокупность учреждений, выполняющих определенные части вышеназванной задачи – система образования;
2) передача и освоение социально-культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению – образовательный процесс;
3) установки, знания, понимание, умение, сложившиеся в ходе учебной деятельности и рассматриваемые в ракурсе их применения для выполнения познавательных и практических задач – образованность;
4) наличие документа об окончании начального или среднего, или высшего учебного заведения – уровень образования.
Социологический подход к образованию заключается в исследовании его как Социального института и связан с выявлением места и роли образования в обществе, его социальных функций и взаимосвязей с другими социальными институтами, структурами и процессами.
Социальный институт образования – одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и приминающая на практике систему мер, организующих приобщение личности к культуре.
Актуальные проблемы с.о.
Огромные достижения в сфере образования легли в основу грандиозных социальных преобразований и научно-технологического прогресса. С другой стороны, бурное расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются резким обострением проблем в этой сфере в ХХI веке. До сих пор для многих стран актуальными являются следующие проблемы: ликвидация неграмотности; достижение необходимого качества; нехватка квалификационных преподавателей и разработка стратегий преодоления психологических барьеров, особенно это касается преподавателей старшего поколения; недостаток финансирования; трудоустройство "образованных безработных"; снижение научного потенциала, вызванное распадом научных школ в стране;
Дифференциация и индивидуализация образования (см.вопрос 16) и Идея непрерывного массового образования.
Проблема непрерывного профессионального образования – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в обществе.
- 1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Ее связь с другими науками.
- 2. История педагогической психологии (краткая характеристика каждого периода)
- 3. Понятие образования. Образование как социальный институт. Актуальные проблемы современного образования.
- 4. Проблема соотношения обучения и развития как фундаментальная проблема педагогической психологии.
- 5. Факторы психического развития человека.
- 6. Философские и психологические основы традиционного обучения.
- 8. Психологические основы развивающего обучения.
- 10. Принципы личностно-ориентированного обучения.
- 11. Концепция гуманистического обучения.
- 12. Роль учителя в различных образовательных системах.
- 13. Основные направления работы школьной психологической службы.
- 14. Характеристика учебной мотивации.
- 15. Исследования способностей и одаренности в работах отечественных и зарубежных психологов.
- 16. Дифференциация и индивидуализация образования.
- 17. Педагогическая технология.
- 18. Продуктивный и репродуктивный типы обучения.
- 19. Компетентностный подход в современном образовании.
- 20. Современные системы оценки качества образования.
- 21. Проблемы организации дистанционного образования.
- 22. Деловая игра как метод обучения.
- 23. Проектное обучение.
- 24. Метод анализа конкретных ситуаций (кейс-стади).
- 25. Социально-психологический тренинг как метод обучения.
- 26. Роль обратной связи в обучении.