logo search
Атамалова_Задание по выбору

3. Понятие образования. Образование как социальный институт. Актуальные проблемы современного образования.

Термин образование употребляется в четырех различных значениях:

1) совокупность учреждений, выполняющих определенные части вышеназванной задачи – система образования;

2) передача и освоение социально-культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению – образовательный процесс;

3) установки, знания, понимание, умение, сложившиеся в ходе учебной деятельности и рассматриваемые в ракурсе их применения для выполнения познавательных и практических задач – образованность;

4) наличие документа об окончании начального или среднего, или высшего учебного заведения – уровень образования.

Социологический подход к образованию заключается в исследовании его как Социального института и связан с выявлением места и роли образования в обществе, его социальных функций и взаимосвязей с другими социальными институтами, структурами и процессами. 

Социальный институт образования – одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и приминающая на практике систему мер, организующих приобщение личности к культуре.

Актуальные проблемы с.о.

Огромные достижения в сфере образования легли в основу грандиозных социальных преобразований и научно-технологического прогресса. С другой стороны, бурное расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются резким обострением проблем в этой сфере в ХХI веке. До сих пор для многих стран актуальными являются следующие проблемы: ликвидация неграмотности; достижение необходимого качества; нехватка квалификационных преподавателей и разработка стратегий преодоления психологических барьеров, особенно это касается преподавателей старшего поколения; недостаток финансирования; трудоустройство "образованных безработных"; снижение научного потенциала, вызванное распадом научных школ в стране;

Дифференциация и индивидуализация образования (см.вопрос 16) и Идея непрерывного массового образования.

Проблема непрерывного профессионального образования – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят в обществе.