logo search
олиго бакалавриват

Содержание программы

  1. ВВЕДЕНИЕ

Система специального образования: состояние, проблемы и перспективы развития. Специальная педагогика и ее предметные области.

  1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Олигофренопедагогика как отрасль педагогической

науки об изучении, образовании и воспитании

умственно отсталых детей

Ребенок с нарушением интеллекта как субъект и объект воспитания. Основные понятия и термины олигофренопедагогики. Объект, субъект, предмет, цели и задачи олигофренопедагогики. Место олигофренопедагогики в системе педагогических наук и предметных областей современной специальной педагогики. Междисциплинарная интеграция в специальной педагогике.

Психология детей с нарушением интеллекта

Развитие подходов в определении понятия «умственная отсталость»: исторический аспект в учении об умственной отсталости. Интеллектуальный дефект. Степени снижения интеллекта, систематика умственной отсталости. Необратимость дефекта при умственной отсталости. Учащиеся с грубым недоразвитием личности и нарушениями работоспособности.

Л.С. Выготский о развитии высших психических функций, о первичных дефектах и вторичных отклонениях в развитии психики умственно отсталых детей. Психологическая характеристика состава учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Патопсихологический и психодиагностический метод исследования умственной отсталости.

Концепция развития умственно отсталого ребенка в научных положениях Л.С. Выготского. Соотношение развития и обучения детей с нарушением интеллекта. Взаимосвязь мышления и речи. Специфика взаимодействия мышления и речи у учащихся с разной степенью выраженности интеллектуального дефекта. Структура мыслительной деятельности и критерии ее оценки. Психологические закономерности развития личности нормально развивающихся детей и умственно отсталых детей. Системогенез и его значение в онтогенетическом развитии личности. Роль различных видов деятельности в развитии личности умственно отсталого ребенка. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта.

Учет возрастных, психофизиологических, психологических и личностных особенностей умственно отсталого ребенка в коррекционно-воспитательной работе. Организация экспериментально-психологического изучения для обоснованной оценки умственного развития ребенка.