logo search
модуль теория воспитания и обучения

Педагогика как наука. Предмет, объект, функции и задачи педагогики.

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика. Термин «педагогика» берет свое начало из античной Греции от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Для того чтобы выяснить, что такое педагогика – наука, искусство, наука и искусство, - необходимо определить ее объект, предмет, функции и задачи. В качестве критерия целесообразно использовать универсальные (общепринятые) определения (дефиниции) науки, ее функций, объекта и предмета.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых законов.

Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.

Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной науки.

Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки.

 

Задачи педагогики

    1. Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.

    2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

    3. Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

    4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

    5. Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.

    6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

    7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.