logo search
shpory_po_pedagogike

4. Цель и целеполагание в педагогике.

Педагогический процесс – это всегда целенапр-й процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной пед. деятельности. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности.

Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики. Цель должна быть четко и ясно сформулирована. Достижимость цели должна быть объективно предопределена. Нужно быть готовым к трудному пути достижения цели.

Основной принцип формирования структуры целей различных уровней и содержания – их согласованность и взаимосвязь.

Цели должны быть соизмеримы. Они должны иметь сроки достижения.

Постоянная сверка своих действий и результата с поставленной целью – основное правило технологии.

Цель педагогического воздействия явл-ся системообразующим (определяющим) элементом пед. деят-ти. От нее завис. остальные элементы: содержание и ср-ва получения результатов. Цель как научн. понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение кот. направлена деят-ть. Цель обр-ния – конкр. опис. системы знаний, норм. деят., отнош., кот. должны овладеть кажд. уч-ся по оконч. проц-са обуч. Цель обуч. – конкр. уч. дисциплине уточняет и определ. цели обр-ния совр. человека и цели конкр. образов. учр. с учётом специфики, дисциплины, возраста обучаемых.

Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате пед. процесса, о кач-вах, состоянии личности, кот. предпол-ся формировать.

Стратегич. (планирование, разработка. Формирование внутр. интелл.-нравств. свободы.) и тактическая (сист. конкр. целевых направлений пед. деятельности) задача.

Пед.цели (системообразующие в пед.процессе, определяют и конкр. образоват. процесс): - обуч, - развив., - воспит.