logo search
Подготовка к госам / ответы_наши / ответы_наши

45.Мотивация учебно-профессиональной и профессионально­педагогической деятельности. Понятие о потребностях, мотивах, их проявлении и развитии в отрочестве, юности и зрелости.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Рассмотренные нами психические про­цессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, вообра­жение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции — все это обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стрем­лениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управ­лении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для описа­ния и объяснения побудительных моментов в поведении человека, са­мыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как харак­теристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведен­ческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического харак­тера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведе­ния: его возникновение, продолжительность и устойчивость, на­правленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, ра­зумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческо­го акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотива-ционному объяснению подлежат их избирательность, эмоционально-специфическая окрашенность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними. гак и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойст­ва субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоя­тельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковы­ми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, на­пример, что даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-раз­ному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а пси­хологически, так, как она представляется субъекту в его восприя­тии и переживаниях, т. е. так, как человек понимает и оценива­ет ее.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организо­ванность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации—это то, что принадлежит са­мому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является по­нятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетво­ренности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активи­зирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические про­цессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетво­рено.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и усло­вий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохими­ческих и физических условиях существования. Больше всего разнооб­разных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, со­циальные (последние представляют собой специфические потребнос­ти, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имею­щихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополни­тельной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребнос­ти, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной куль­туры, с помощью которых данная потребность может быть удовлет­ворена.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимает­ся качественное разнообразие мотивационных факторов -— диспози­ций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потреб­ностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побужде­ния более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивацион­ная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовле­творения одного и того же мотива может использовать более разно­образные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индиви­да потребность в знаниях может быть удовлетворена только теле­видением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, обще­ние с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Наконец, иерархизированность — это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядо-положенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуа­лизации мотивационных образований определенного уровня, тем вы­ше иерархизированность мотивационной сферы.

Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу,— нереалистические, завышенные или заниженные, само­оценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате дости­жения успеха или появления неудачи. В своей практической дея­тельности человек обычно стремится к достижению таких резуль­татов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее ук-

реплению, нормализации. Самооценка, в свою очередь, зависит oi результата деятельности.

С самооценкой соотносится уровень притязаний — тот практи­ческий результат, которого субъект рассчитывает достичь в рабо­те. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетво­ренность деятельностью, уровень притязаний имеет большее значе­ние для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на дос­тижение успехов. Существенные изменения в самооценке появ­ляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необхо­димых способностей.

Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворя­ются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно прояв­ляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально по­ложительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психоло­гически, он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Любовь к человеку — высшее духовное проявление данного мотива.

Отношения между людьми, построенные на основе аффилиации, в описанных их качествах, как правило, взаимны. Партнеры по об­щению, обладающие такими мотивами, не рассматривают друг друга как средство удовлетворения личных потребностей, не стре­мятся к доминированию друг над другом, а рассчитывают на равно­правное сотрудничество. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, откры­тые взаимоотношения, основанные на симпатиях и взаимопомощи.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть не принятым, от­вергнутым значимыми людьми.

Мотив власти кратко можно определить как устойчивое и от­четливо выраженное стремление человека иметь власть над дру­гими людьми. Г. Маррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти — это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнооб­разными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т.п.; побуждение других поступать в соответствии со своими интересами и потребностями; добиваться их расположения, сотрудничества; доказывать свою правоту, от­стаивать собственную точку зрения; влиять, направлять, органи­зовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия; судить, устанавливать законы, определять нормы и правила поведения; принимать за других решения, обязы­вающие их поступать определенным образом; уговаривать, отгова­ривать, наказывать; очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.

В дошкольном возрасте ребенок чаще всего руководствуется физиологическими потребностями и потребностями в безопасности и защите. В младшем школьном возрасте возникает проблема школьной мотивации.

Выделяют следующие типы мотивов при поступлении в школу и учебе в ней.

Социальные:

- узкие: желание стать учеником (атрибуты), получение положительной отметки, потребность в общении; новый статус;

- широкие: получение профессии, похвала, поощрение; совершенствовать то, что умеешь.

Познавательные мотивы: любопытство – любознательность – познавательный интерес.

Познавательные мотивы должны подкрепляться социальными и успех в учении будет обеспечиваться гармонией этих мотивов. Переплетаясь между собой, они формируют внутреннюю позицию ученика, т.е. готовность человека к учению.

У подростка и юноши уже заметны потребности в общении, в приобретении социального статуса. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы которых привлекают многих старшеклассников. У молодежи усилилось критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрослым.

Педагогическая направленность- это мотивация к профессии учителя, главное в которой действенная ориентация на развитие личности ученика. Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Развитию педагогической направленности способствует сдвигмотивацииучителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащегося.

Н.В. Кузьмина(1967, 1990) под сущностью педагогической направленности понимает интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства.           Более узкое понимание сущности педагогической направленности характеризуется большей однозначностью и конкретизацией определения. В данном случае педагогическая направленность понимается либо как положительное отношение к педагогической деятельности (например, у Т. С. Деркач), либо как склонность и готовность заниматься педагогической деятельностью (например, у Г. А. Томиловой). Ряд авторов определения сущности педагогической направленности связывают с ведущим мотивом, доминирующим интересом (С. А. Зимичева; Е.М. Никиреев, С.Х. Асадуллин и др.).

Педагогическая направленность учителя на ребенка преследует цель выработать у ученика мотивациюучения, познания окружающего мира, людей, самого себя.

Педагогическая направленность рассматривается как в узком, так и широком смыслах. В более узком смысле педагогическая направленность определяется как профессионально-значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В более широком (в плане интегральной характеристики труда) - как система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к ее утверждению в педагогической деятельности и общении.

Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом:

1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности;

2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;

3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета).

Н.В. Кузьмина (Кузьмина Н.В., 1990), С.А. Зимичева (1985), Г.А. Томилова (1975) в структуру включают такие параметры:

По мнению Л.М. Митиной(1998), под склонностью и потребностью в педагогической деятельности исследователи часто понимают готовность заниматься преподаванием определенного предмета, т.е. неправомерно завышается роль предметной направленности учителя в ущерб направленности на ребенка.

Н.Д. Левитовпедагогическую направленность определял как свойство личности (некоторое общее психическое состояние учителя), которое занимает важное место в структуре характера и выступает проявлением индивидуального и типического своеобразия личности. Близок к такому пониманию Ф.Н. Гоноболин (1965, 1972), который в структуре личности учителя выделяет педагогические способности и общие личностные свойства, называя их направленностью. К направленности Ф.Н. Гоноболин относит убежденность учителя, его целенаправленность и принципиальность.